Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Кейс‑метод как средство обучения межкультурной коммуникации на английском языке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вегеро Мария Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 1456
Показать PDF версию Кейс‑метод как средство обучения межкультурной коммуникации на английском языке

Вегеро Мария Валерьевна
Ст. преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
ГГУ имени Ф. Скорины
г. Гомель, Республика Беларусь

Метод кейс-стади впервые появился в Гарвардской бизнес школе и в педагогике определяется как «образовательная технология, которая дает студентам возможность поставить себя на место специалиста, столкнувшегося с необходимостью принятия решений». Этот неигровой имитационный метод обучения в настоящее время считается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем. Так, например, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов. На постсоветском пространстве методика практикуется с 90-х годов XX века. В обучении в основном применяются кейсы, составленные американскими или европейскими специалистами, хотя количество кейсов, разработанных отечественными специалистами, постоянно растёт.

Сегодня метод широко используется в сфере образования и служит для формирования и развития разного рода компетенций. Однако на занятиях по английскому языку метод кейсов используется пока недостаточно широко, что может быть связано как с недостаточным количеством времени в распоряжении преподавателя, так и с недостаточностью ресурсов, т.е. готовых разработанных кейсов, направленных на формирование межкультурной коммуникативной компетенции.

При этом метод кейс-стади представляет интерес для преподавателя благодаря следующим преимуществам: он способствует развитию критического мышления, а также навыков самообразования; воспитывает ответственность у студентов и формирует навыки группового взаимодействия; иллюстративность метода способствует лучшему пониманию и более глубокому усвоению концептов.

Увеличивающаяся популярность метода связана прежде всего с изменением образовательной парадигмы, направленной не столько на передачу (получение) конкретных знаний, сколько на формирование у студентов профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности. Одновременно изменились требования к качеству подготовки личности, которая сегодня должна обладать способностью оптимального поведения в различных, в том числе проблемных и изменяющихся ситуациях.

В настоящее время кейс-метод только входит в систему образования на разных уровнях, однако обладает должным потенциалом, чтобы стать одним из основных методов формирования навыков общения на иностранном языке, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным образовательным технологиям. Изучению метода посвящены ряд работ, где он рассматривается и как метод, и как технология обучения, а также может выступать как средство контроля обученности.

В основе кейс-метода (метода решения ситуационных задач) лежит принцип прецедента, взятого из реальной жизни. По своей сути кейс можно определить как описание ситуации, включающей в себя проблему, и задание по нахождению решения данной проблемы. Сама же проблема не обозначается однозначно, и ее выявление само по себе выступает в качестве учебной задачи. Соответственно, неправильно определенная проблема приводит к некорректному алгоритму действий и принятию неверных решений.

Учебная значимость кейса заключается в том, что при его решении не существует одного возможного способа анализа ситуации, верного ответа, что придает ситуации проблемный характер, вовлекающей учащихся в процесс творческого поиска.

Растущая популярность метода кейсов основана на приближенности к реальной модели поведения человека в условиях межкультурного взаимодействия. Это и ведет к заинтересованности учащихся, что, в свою очередь, способствует повышению их мотивации к изучению иного языка и культуры.

Сущностной характеристикой кейс-метода является ориентация на межличностное общение. Организация обучения, нацеленного на поиск коллективного решения и его последующую защиту во время дискуссии, способствует развитию речемыслительных процессов и их реализации в речевом общении участников в рамках деловой игры.

Метод кейсов является мощным инструментом интерактивной, личностно ориентированной стратегии в обучении, направленным на развитие критического мышления, аналитических умений, навыков общения, способности к принятию решений в условиях неопределенности. Метод способствует воспитанию самоорганизации личности, развитию организационно-управленческих умений, навыков публичных выступлений.

Кейсы как метод обучения обладают большим потенциалом в обучении принятию решений в условиях реальной ситуации межкультурного общения. Кейс строится вокруг сложной, часто неоднозначной проблемы, и в данном контексте проблема должна быть связана с ситуацией межкультурного общения, когда оба участника оказываются в состоянии непонимания друг друга [1].

В обучении используются следующие виды кейсов межкультурной направленности:

1) реальные истории, основанные на межкультурных конфликтах;

2) бизнес-кейсы с элементами межкультурного общения в контексте профессиональной тематики;

3) учебные кейсы, основанные на российских реалиях, разработанные отечественными специалистами.

Однако, исследователи выделяют ряд недостатков, который в результате делают использование кейсов на занятиях по иностранному языку затруднительным.

Во-первых, в большинстве таких кейсов внимание студентов сосредоточивается на различиях между западной и восточной культурами, где сейчас наблюдается оживленный обмен в сфере образования, в то время как разница между западной и славянской культурами практически не представлена.

Во-вторых, ответы на вопросы не всегда предполагают дальнейшее обсуждение. Если студентам не близки проблемы, изложенные в кейсах, они, скорее всего, ограничатся формальными ответами на вопросы, так как личного опыта, необходимого для дискуссии, у них может не быть.

В-третьих, быстро изменяющаяся социокультурная и политическая среда предполагает наличие огромного количества проблемных ситуаций, связанных с межкультурным общением. Найти типичные случаи очень сложно, поэтому обсуждение таких кейсов не имеет достаточного обучающего эффекта.

В-четвертых, результат кейс-стади сложно оценить по бально-рейтинговой шкале, что делает работу малопродуктивной с точки зрения рейтинга студентов.

В-пятых, тексты кейсов не являются достаточно интересными с точки зрения языковой подготовки студентов и не предполагают серьезной работы с языковым материалом.

Литература:

  1. Тараева, Е.Г. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации / Бизнес. Образование. Право. — Вып. № 4. — Волгоград, 2018. — С. 398-404.