Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Вильковская Елена Владимировна
преподаватель
E-mail: elena.vilkovskaya@gmail.com
Гуд Валентина Гавриловна
ст. преподаватель
E-mail: gud_valentina@mail.ru
кафедра теории и практики английского языка
УО «ГГУ им Ф.Скорины»
г. Гомель, Беларусь
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Не случайно, основным объектом обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность студента, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Обзор научной литературы и опыт преподавания показывают, что в настоящее время существуют определенные сложности в формировании и становлении ключевых и профессиональных компетенций у студентов в условиях обучения на основе традиционных технологий. В связи с этим считается, что эти этапы в образовательном процессе в вузе будут протекать намного успешнее, если педагоги будут активно использовать информационно-компьютерные технологии, новые методики обучения и современные технические средства.
В настоящее время инновационные технологии с применением компьютера и интернета прочно заняли свое особое место в учебном процессе и успешно применяются на современном этапе при обучении иностранному языку, предлагая более широкие возможности использования в отличие от традиционных методов обучения. Эффективное применение ИКТ предполагает решение ряда не только собственно методических, но и лингвометодических и даже психологических и психолингвистических задач и проблем.
Многие российские и зарубежные методисты выделяют несколько основных мотивов, которые способствуют успешному применению инновационных технологий с применением компьютера в современных учреждениях и среднего и высшего образования при обучении иностранному языку. Основополагающими среди них являются следующие мотивы и факторы:
— современные информационно-компьютерные технологии позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, повышают интерес и мотивацию к изучению иностранных языков;
— информационно-компьютерные технологии располагают неограниченным количеством аутентичной информации, которую можно успешно использовать на занятиях и которую невозможно получить из традиционных средств массовой информации и посредством традиционных технических средств;
— современные инновационные технологии с применением компьютера и Интернет-ресурсов дают возможность погружения в иноязычную культуру и среду и лучшего ее понимания, позволяя обучающимся общаться с представителями иных культур посредством онлайн коммуникации в чат пространстве, участия в тандемных и межкультурных Интернет-проектах и конференциях в онлайновом режиме, тем самым реализовывая основную цель обучения иностранному языку — развитие коммуникативной компетенции студентов уже на занятиях иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения и овладение студентами иноязычной коммуникативной компетенцией.
Обратимся непосредственно к учебному процессу на факультете иностранных языков УО «ГГУ имени Ф. Скорины» и рассмотрим роль и возможности ИКТ для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового факультета.
Обучение любому иностранному языку невозможно представить без активного использования компьютерного лингафонного кабинета. На факультете иностранных языков занятия в лингафонном кабинете успешно проводятся при преподавании таких дисциплин как «Практическая фонетика», «Практика устной и письменной речи», «Дискурсивная практика» и «Аудирование иноязычной речи» с целью, прежде всего, обучения навыкам аудирования, говорения, чтения и письма и в дальнейшем познания культуры стран изучаемого языка и овладения межкультурной компетенцией.
Проведение занятий по данным дисциплинам в лингафонном кабинете позволяет преподавателям:
— применять и сочетать разнообразные формы и виды работы: общую, парную и групповую;
— успешно управлять учебной деятельностью студентов на всех этапах учебного занятия;
— активно осуществлять интерактивное взаимодействие с обучаемыми.
На современном этапе развития общества и поиска эффективных методов обучения также возрастает роль Интернета как уникального средства доступа к информации в условиях, когда обращение студентов к Интернет-ресурсам становится профессионально полезным и даже порой необходимым, в силу того, что технологии Интернета помогают сформированности навыков иноязычного речевого поведения.
Система методических приемов обучения иноязычной речи в рамках использования Интернет-ресурсов предусматривает наличие следующих этапов формирования иноязычного речевого поведения обучаемых, а именно:
— ознакомление с иноязычным материалом на основе его предъявления;
— тренировочная работа по формированию навыков владения учебным материалом;
— активизация иноязычного языкового и речевого материала;
— контроль и самоконтроль, оценка результатов самообучения.
Наиболее эффективными Интернет-ресурсами при обучении языку рассматриваем следующие:
— «hotlist» — список сайтов по изучаемой теме;
— «multimedia scrapbook» — интернет-сайты по изучаемой теме, включающие фотографии, аудио и видеоматериалы;
— «treasure hunt» содержит ссылки на различные сайты по теме, каждая из которых предполагает вопросы по содержанию сайта;
— «subject sampler» направлен на обсуждение изучаемых тем, в рамках которых студентам предлагается выразить свою точку зрения по обсуждаемым вопросам;
— «web quest» — сценарий организации проектной деятельности студентов с использованием Интернет-ресурсов на завершающем этапе при совершенствовании и контроле знаний и умений в иноязычной речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование инновационных форм, методов, технологий и современных технических средств в обучении иностранному языку приводит к более быстрому усвоению и более качественному изучению темы занятия, повышению мотивации обучаемых, способствует успешному применению индивидуального и дифференцированного подходов в обучении, развитию коммуникативных и профессиональных компетенций студентов и, в целом, изменяет роль преподавателя.
Литература:
1. Гуд В. Г. Роль ИКТ в обучении иностранному языку студентов языкового факультета // В. Г. Гуд, Е. В. Вильковская/ Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». — Tea4er.ru — Выпуск 9.