Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Изучение основ цветоведения как одно из направлений художественного образования дошкольников в воскресной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванова Юлия Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2736
Показать PDF версию Изучение основ цветоведения как одно из направлений художественного образования дошкольников в воскресной школе

Иванова Юлия Алексеевна
Московский педагогический государственный университет,
Институт искусств.
Москва, Россия
E-mail: falina.yulia@mail.ru

Аннотация. При подготовке данной статьи мы руководствовались положением о том, что "обмен знаниями и опытом в сегменте художественно-эстетического образования играет сегодня огромную роль« [15]. В статье рассматриваются подходы к обучению основам цветоведения детей дошкольного возраста в системе учреждений дополнительного образования Русской православной церкви (воскресная школа). В представленных материалах дана характеристика принципов построения обучающей программы, использованных методик (в том числе, адаптированные автором), направленных на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, методов диагностики результатов учебной деятельности.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, воскресная школа, дети старшего дошкольного возраста, цветоведение, цвета спектра, холодные и теплые цвета, дидактические материалы, диагностика знаний

В концепции открытого образования, как отмечает С.К. Ткалич (2016), важным элементом является возможность выбора обучаемым средств, места и времени обучения, соответствующих его запросам [13]. Учреждения дополнительного образования в современной педагогике рассматриваются как «особо ценный тип образования» [8, С. 1095], «органичный компонент единого образовательного пространства, расширяющий возможности общего образования, способствующий развитию личности ребенка» [1, С. 17; 3] и традиционно играют важную роль в системе российского образования и воспитания подрастающего поколения.

Одним из востребованных и «прогрессивных вариантов» развития современной системы учреждений дополнительного образования стало возрождение воскресных школ, в том числе, образовательных учреждений Русской православной церкви [4; 7-8 и др.].

Отметим, что на законодательном уровне в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не установлены [14]. Православные воскресные школы в Российской Федерации действуют на основании Устава (разрабатывается на базе Типового устава центра духовно-нравственного воспитания) [12], Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в части дополнительного образования детей [9] и «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви» [11]. Круг дисциплин, изучаемых в современных воскресных школах, включает не только вероучение, но и «духовно-художественные предметы», такие, как музыка, рисование, изучение народных ремесел и традиций родного края [4, С. 268].

Развитие воскресных школ в структуре учреждений дополнительного образования, по мнению Л.Н. Пашиной (2012), «предполагает усиление внимания к педагогике сотрудничества между всеми основными его участниками — детьми, учителями, родителями и общественностью. Как и в любом дополнительном образовательном учреждении, ребенок здесь имеет возможность самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно» [8, С.1095]. Что в полной мере отвечает развитию идей, заложенных в Концепцию развития дополнительного образования детей на 2014-2020гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), в том числе, обеспечению принципа «открытого вариативного образования» [3].

Л.А. Марченко (2013), анализируя педагогический потенциал православных воскресных школ, положительно оценивает «вариативность реализуемых образовательных программ», как с точки зрения их содержания, так и способов, форм, технологий обучения. По мнению автора, реализация данного подхода способствует обеспечению индивидуального развития ребенка и развитию инициативы и творчества воспитателей [4, С. 267-268].

Образовательные программы воскресных школ для дошкольников, как правило, соотносятся с требованиями ФГОС дошкольного образования. Одним из направлений, изложенных в ФГОС, является художественно-эстетическое развитие дошкольников: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.«) [10].

В соответствии с требованиями представленных нормативных актов, документами и материалами Русской Православной Церкви, психолого-педагогических подходов к обучению дошкольников основам рисования, нами была разработана и реализована (2013-2015) на базе воскресной школы имени святого цесаревича Алексия при Церкви иконы Божией Матери «Знамение» (село Знаменское, Одинцовского района, Московской области) программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Основы цветоведения» (Программа).

В процессе реализации Программы дошкольники должны были освоить:

— понятия «цветовой спектр», «основные и составные цвета», «ахроматические цвета», «палитра цветов», «теплые и холодные цвета», «насыщенность цвета»;

— принципы смешения основных цветов для получения составных;

— приемы работы с нетрадиционным художественным материалом (рисование льдом), пластилином, кистью.

Помимо образовательных задач Программой предусмотрены развивающие (художественно-эстетическое и творческое развитие; наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, любознательность; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; речевое развитие) и воспитательные (работа в коллективе, самостоятельность, ответственность, навыки конструктивного общения) цели.

Программа рассчитана на 10 тематических занятий в группах по 5-7 человек для детей в возрасте от 3 до 7 лет (младшая группа — от 3 до 5 лет, старшая — от 5 до 7 лет). Подобная организация занятий (работа в малых группах) способствовала реализации принципа индивидуального подхода в обучении, позволяла корректировать организацию учебной деятельности с учетом выявленных особенностей и возможностей дошкольников, совершенствовать методики обучения.

Организационная форма занятий — групповой урок продолжительностью до 30 минут, который включал: тематическую беседу педагога с использованием демонстрационных материалов; практическую часть занятия (с использованием раздаточных материалов), самостоятельную работу детей (рисование с использованием красок, пластилина, цветных кубиков льда и др.). В качестве дидактических материалов на занятиях использовались готовые схемы-палитры, цветовой круг с разделением на теплую и холодную гамму, цветные стекла, тепловые таблички Монтессори, репродукции картин. А также краски на водной основе, пластилин и нетрадиционные средства рисования (например, цветные кубики льда), которые подбирались в соответствии с темой занятий.

Часть занятий, с учетом возраста и оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности дошкольников, проходила в игровой форме. Так, например, при изучении темы «Насыщенность цвета» с использованием бумажных карточек, раскрашенных в разные оттенки одного цвета, детям было предложено по образцу заполнить карточки с пустыми окошками и проиллюстрировать, как созревают фрукты и ягоды.

При обучении детей цветам спектра и деления его на холодные и теплые цвета, наряду с традиционными методами обучения, нами была разработана и применена методика, основанная на использовании тепловых табличек Монтессори, окрашенных в цвета спектра. Тепловые таблички, были созданы М. Монтессори для развития у детей теплового восприятия, то есть ощущения холода и тепла, возникающее от контакта с предметом, температура которого выше или ниже температуры тела. В результате работы с тепловыми табличками ребенок должен научиться понимать, что различные предметы имеют субъективно разную температуру в зависимости от их физических свойств (способности проводить тепло).

В первоначальном виде таблички имеют естественный цвет материала, из которого они изготовлены. В своем эксперименте мы использовали тепловые таблички, окрашенные в цвета спектра. Так, тепловые таблички из войлока, фетра и пробки были окрашены в теплые цвета (красный, оранжевый, желтый). Таблички из перечисленных материалов имеют низкий коэффициент теплопроводности, то есть наощупь они теплее, чем таблички из дерева, мрамора, стекла и стали, которые были окрашены в «холодные цвета» (зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Таким образом, теплопроводность материала была соотнесена с делением цветов по тону на теплые и холодные. Промежуточная диагностика знаний показала, что около 85% детей экспериментальной группы усваивают принцип деления цветов на теплые и холодные тона уже при первом применении окрашенных тепловых табличек Монтессори. В контрольной группе, где были использованы только традиционные демонстрационные материалы (цветовой круг, цветные карточки, учебные таблицы по цветоведению), при других равных условиях, хороший результат был достигнут лишь у 60% детей. Таким образом, при применении окрашенных тепловых табличек Монтессори, тактильные (ощупывание) и температурные (восприятие тепла и холода) ощущения меняют восприятие цветового спектра у детей 3-7 лет и способствуют возникновению более стойких ассоциаций в восприятии цвета таблички и ее температуры, что приводит к лучшему запоминанию учебного материала [2, С. 11-17].

Проведение диагностики обучения было предусмотрено как в начале, так и в конце реализации Программы (курс обучения длился 2,5 месяца). Для этого, по согласованию с родителями, были выбраны две контрольные группы детей из общего числа обучающихся: младшая группа (3 — 5 лет) и старшая (5 — 7 лет). Каждый ребенок проходил тестирование отдельно от других, чтобы не было взаимного влияния при выборе ответов. Тестовые задания в рамках одной темы различались в зависимости от возраста детей.

Так в опросе, призванном выявить навыки называния цветов, детям из младшей группы предлагалось назвать 6 цветов, из старшей — 10 (использовались карточки, монотонно окрашенные в разные цвета) (таблицы1-2, имена детей изменены).

Как показали результаты тестирования, ни в младшей, ни в старшей возрастной группе, изначально ни один из участников эксперимента не смог справиться с заданием. По завершении обучения более 71% детей младшей группы уверенно называли 6 цветов. При этом 6 цветов называли дети старше 3,5 лет. В старшей группе по завершении обучения с заданием справились 3 человека (43%), еще 3(43%) — назвали 9 цветов, один (14%) — самый младший участник групп, назвал 8 цветов.

Таблица 1.

Результаты тестирования детей младшей группы до и после обучения (абс., %)

Имя, возраст Кол-во безошибочно названных цветов до обучения Кол-во безошибочно названных цветов после обучения
(абс.) (%) (абс.) (%)
Костя, 3,5 года 2 33,33 5 83,33
Маша, 4 года 4 66,66 6 100,0
Максим, 4,5 года 3 50,0 6 100,0
Данила, 4 года 4 66,66 6 100,0
Сережа, 4,5 года 4 66,66 6 100,0
Николь, 3,5 года 3 50,0 5 83,33
Алина, 4 года 4 66,66 6 100,0

Таблица 2.

Результаты тестирования детей старшей группы до и после обучения (абс., %)

Имя, возраст Кол-во безошибочно названных цветов до обучения Кол-во безошибочно названных цветов после обучения
(абс.) (%) (абс.) (%)
Никита, 5,5 года 6 60,0 9 90,0
Дима, 6 лет а 6 60,0 9 90,0
Антон, 5,5 года 5 50,0 9 90,0
Оля, 6 лет 6 60,0 10 100%
Ира, 5,5 года 7 70,0 10 100%
Настя, 5 лет 4 40,0 8 80,0
Лена, 6,5 лет 6 60,0 10 100%

Отмеченная положительная динамика, свидетельствует о том, что в процессе обучения удалось создать и зафиксировать устойчивые ассоциативные связи между цветами и их названиями.

Итоговое тестирование с целью контроля усвоения темы «Цвета теплой и холодной гаммы», при изучении которой нами использовались окрашенные тепловые таблички Монтессори, показало, что к концу реализации Программы в младшей группе все цвета (из предлагаемых четырех), правильно соотносили с теплой гаммой 5 из 7 детей (71,42%). Еще двое (28,58%), самых маленьких по возрасту, правильно соотнесли 3 цвета.

Нельзя не отметить, что в начале обучения дети старшей группы лучше ориентировались в понимании терминов «теплый», «холодный», поскольку правильно относили к теплым 2-3 цвета из 5. Во время итоговой диагностики детям старшей группы предлагалось соотнести 9 цветов (синий, оранжевый, красный, темно-желтый, бордовый, зеленый, черный, фиолетовый, светло-коричневый) и правильно определить 5 теплых цветов и оттенков. Почти все дети (5 из 7 человек или 71,42%) безошибочно определили 5 «теплых» цветов и оттенков из 9 предложенных, еще двое (28,58%) уверенно называли 4 цвета и оттенка.

Результаты тестирования позволяют говорить о том, что организация обучения основам цветоведения с учетом форм и методов, доступных для возраста дошкольников, способствует формированию у детей нового знания, развитию их творческих и познавательных (когнитивных) способностей. Косвенным показателем эффективности реализуемой Программы является сохранение мотивации детей к обучению (ни один из маленьких учеников не отказался от посещения занятий в течение всего курса обучения (2,5 месяца)), а также положительные отзывы родителей.

В целом, обучение дошкольников основам цветоведения в условиях воскресной школы согласуется с целями и задачами существующей в России системы художественного образования, нацеленной на развитие творческого потенциала личности, успешной социализации и сохранения многообразия российской культуры, включающей в себя общее и дополнительное художественное образование [15].

Литература

  1. Золотарева А. В. Управление процессом интеграции общего и дополнительного образования // Интеграция образования. —  3-4 — 2007. — С. 16-21
  2. Иванова Ю.А. Авторский метод адаптации тепловых табличек Монтессори в обучении детей старшего дошкольного возраста основам цветоведения//
  3. актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: сборник статей III Международной научно-практической конференции /МНИЦ ПГСХА. — Пенза: РИО ПГСХА, 2016. — С.11- 17
  4. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р// Российская газета. — 2014. 4. Марченко Л.А. Структура педагогического потенциала православной воскресной школы// Знание. Понимание. Умение. — Выпуск № 4. — 2013. — С. 266-270
  5. Монтессори М. Дом ребёнка/ Перевод: Займовский C. — СПб.:Астрель, М.: АСТ, 2005. — 272 с.
  6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 с
  7. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация/ Е.А. Никитская// Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика .- 2009.- № 1 / том 15 /. — С.114-117
  8. Пашина Л.Н. Национальная воскресная школа как основа творческого развития ребенка //Вестник Башкирского университета . —  2 ( том 17 ). — 2012. — С.1094-1099
  9. Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // URL: http://www.orthedu.ru/v-shkola/6137-12.html (дата обращения: 17 августа 2015)
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета (федеральный выпуск № 6241). — 2013. — 25 ноября
  11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации /Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2012 г. //URL: http://yarprosvet.ru/index.php/pravoslavnoe-obrazovanie/dokumenty/348.html (дата обращения: 17 августа 2015 года)
  12. Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей центра духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации Православного прихода храма// URL: http://www.orthedu.ru/v-shkola/6138-12.html (дата обращения: 17 августа 2015 года)
  13. Ткалич С.К. Медиаобразование: интеграция дидактики, информационной эстетики и локализации мультимедийного продукта на основе национально-культурных маркеров // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — №— С. 105-107; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35190 (дата обращения: 10.11.2016)
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.09.2016)
  15. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report / Л.Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э.Разлогов. — М., 2011. — 80с.