Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Балуков Николай Алексеевич
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: kafedraupik@inbox.ru
Первый период развития отечественного законодательства о контрабанде — это досоветский. В диссертации отмечается, что появление контрабанды было связано с введением пошлин за провоз товаров через границу. В начале XVI века некоторые правила сбора пошлин нашли свое отражение в грамотах, где устанавливался штраф за контрабанду, хотя само это слово еще не использовалось.
В годы правления Петра I был принят ряд тарифов, увеличивших пошлины на провозимые товары. При Екатерине II среди мер по пресечению контрабанды особое место занимала система поощрений для ее «задержателей». Такую же политику борьбы с контрабандой продолжил Александр I, в Высочайшем указе (1811 г.) которого устанавливались награждения для лица, задержавшего контрабанду, для начальника таможенного округа и членов таможни. Однако данных мер было недостаточно, чтобы искоренить проблему контрабанды в целом.
В 1892 г. был принят Таможенный устав, в котором приводилось определение контрабанды, и устанавливались различные меры наказания за нее.
Среди законов досоветского периода автором отмечается Таможенный устав 1906 г., где нашли отражение способы совершения контрабанды. К предмету данного преступления в то время относились товары различного назначения. Постановление от 29 декабря 1917 г. «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров» признавало контрабандой ввоз или вывоз товаров без специального разрешения Комиссариата Торговли и Промышленности.[1]
По мнению соискателя, в период после октября 1917 г. контрабанда рассматривалась как нарушение монополии внешней торговли, и приобретала тем самым политический характер. В связи с увеличением контрабандного потока товаров в 1921 г. была создана система органов по борьбе с контрабандой и определены их полномочия.
В Декрете от 1 сентября 1922 г. «О таможенной охране» глава II была посвящена контрабанде и взысканиям за нее. Нововведением стало указание на освобождение лица, у которого были обнаружены контрабандные предметы, от ответственности в случае установления, что контрабандное происхождение этих предметов ему было неизвестно, а настоящий владелец данных предметов обнаружен.
Второй период развития законодательства об ответственности за контрабанду — это советский, он начинается с принятия УК РСФСР 1922 г. В нем норма о контрабанде (ст. 97) была помещена в раздел II «О преступлениях против порядка управления» главы I «Государственные преступления». Декретом от 1 марта 1926 г. были внесены изменения в данную статью и сделана отсылка к Таможенному уставу СССР 1924 г.
Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой оставалось почти неизменным на протяжении тридцати лет до принятия Закона СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Определение, данное в этом законе, было включено в УК 1960 г. В нем норма об ответственности за контрабанду (ст. 78) была включена в главу I Особенной части — «Государственные преступления», раздела II "Иные государственные преступления«.[2]
При квалификации подобных деяний допускались неточности, особенно вызванные разными определениями контрабанды в уголовном и таможенном законодательстве. В связи с имеющимися проблемами Пленум Верховного Суда СССР 3 февраля 1978 г. принял постановление № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде», которое дало разъяснение ряду понятий.
При принятии УК 1996 г. норма о контрабанде (ст. 188) была помещена в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики». Данная статья предусматривала два вида уголовно наказуемой контрабанды: часть первая предполагала ответственность за незаконное перемещение товаров в крупном размере через таможенную границу РФ, а часть вторая — за контрабанду общеопасных предметов. Также в ней четко указывались способы такого перемещения.
25 апреля 2003 г. был принят Таможенный кодекс РФ, который представлял собой новую законодательную базу в таможенной сфере, где были исключены положения, относящие к контрабанде как к преступлению.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что законодатель находился в поиске оптимального решения проблемы установления ответственности за контрабанду.
Литература: