Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Историко-правовые аспекты диалектики взаимодействия гражданского общества и общественных объединений

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдулмаликов Хасан Халидович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 1645
Показать PDF версию Историко-правовые аспекты диалектики взаимодействия гражданского общества и общественных объединений

Абдулмаликов Хасан Халидович
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Многозначность понятия и содержания гражданского общества как особого явлением, различные аспекты которого высту­пали объектом исследований не только юристов, но и историков, экономистов, по­литологов, социологов и др. Между тем, до настоящего момента не сформирова­лось единого мнения относительно вопроса о понятии, сущности и истоках гражданского общества.

На разных этапах исторического развития в нашей стране и зарубежом гражданское общество либо весьма активно изучалось теоретиками и практиками, либо интерес к исследуемому феномену вовсе угасал. Так, в советский период идея гражданского общества не получила своего распространения ввиду господствую­щей марксистско-ленинской идеологии. Отношение К. Маркса к гражданскому обществу, как его и все его учение обусловлено материалистической теорией про­исхождения государства и права, типологией государства и права в зависимости от определенной социально-экономической формации. Поэтому гражданское обще­ство для него — это буржуазное общество, присущее только буржуазной социально-экономической формации. Оно, хотя и противостоит буржуазному государству, но неразрывно связано с ним и ему уготована такая же историческая судьба, как и государству, т.е. с переходом к коммунистической формации и государство и гражданское общество отомрут. Для последователей К. Маркса в советский период развития российского общества — гражданское общество — это общество чужерод­ное, не присущее социалистической действительности; отсюда — многие корни се­годняшнего непонимания в широких слоях населения сущности и ценности граж­данского общества в России.[1]

В советское время огосударствленными оказались все сферы общественной жизни. Так, например, в экономической сфере, признавалась только социалисти­ческая (государственная и колхозно-коооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена вплоть до уголов­ной ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество (ст. 153 УК РСФСР 1960 г.). Вследствие этого организации, пред­приятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказани­ем различного рода услуг как материального, так и нематериального характера бы­ли в основном государственными. В колхозной форме собственности находились коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы не пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и органи­зациями КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.[2]

Интерес к феномену гражданского общества возник только в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В начале 1990-х гг. появился целый ряд публикаций, посвя­щенных гражданскому обществу, написанных специалистами в области других общественных наук: философии, политологии, экономики. В качестве показа­тельного примера диссертант приводит исследование К.С.Гаджиева, в котором предметом пристально изучения выступили истоки и основные вехи формирова­ния концепции гражданского общества. Временные рамки исследования были весьма обширные — с античных времен до начала 1990-х гг. Несколько весьма значимых выводов о сущности гражданского общества: 1) гражданское общество представляет собой систему жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер общественных отношений, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и от­ношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных (индивидуальных или коллектив­ных) интересов и потребностей; 2) выражением и осуществлением этих интересов и потребностей выступают семья, церковь, образование, различные объединения и ассоциации, организации и иные институты гражданского общества.

Литература:

  1. Шухов, Ф. Г. Научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли [Текст] / Ф. Г. Шухов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Гер­цена. Аспирантские тетради. 2007. № 9. С. 131-136.
  2. Шухов, Ф. Г. Правовое государство: эволюция взглядов и современность [Текст] / Ф. Г. Шухов в соавт. // Известия Российского государственного педагогического универ­ситета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 10. С. 156-162.