Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ахмеджанова Умида Баходировна
Ассистент кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент
Наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.
В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV в. до н. э. древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.
Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. Он образовал цвето ряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь, черный — тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый—черный, синий—желтый, красный—зеленый. Фактически зарождалась наука о цвете.
Идею шести цветного цвето ряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.
Сочетание двух дополнительных цветов вызывает гармоничное ощущение потому, что один из них является суммой двух основных цветов. Таким образом, в каждой паре в заимо дополнительных цветов присутствуют три цвета.
Гёте разрабатывал учение о цветовой гармонии и чувственно нравственном действии цветов. Рунге предложил принцип систематизации на основе трехмерного цветового тела. Опыт изобразительного искусства подводит к пониманию само ценности цвета, к раскрытию его собственной духовной содержательности пишет Ф.Гегель в своей «Эстетике».
Всем известно, что в темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.
Свет — это частный случай электромагнитного излучения. Свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при поглощении и излучении — как поток частиц. Итак, свет принадлежит пространству, а цвет — предмету.
Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например в трехгранной стеклянной призме, то появляется радуга. Первым это явление открыл английский физик И.Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. Он определил в спектре семь цветов и объяснил, что их смешение является главной причиной многообразия цветов.
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бес цветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.
К другой группе (цветных) хроматических цветов относятся цвета солнечного спектра и их производные. Это — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Хроматические поверхности характеризуются взаимодействием спектральных цветов, их смешением, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.
Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П.Пикассо одно время работал с холодными цветами, в другой период — с теплыми (так называемые голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д.Левицкий, Тициан, В.Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, Мурильо, В.Борисов-Мусатов).
Специальная литература