Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
На сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия «интеграция», хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция», например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и так далее. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:
- интеграция «целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную, но обеспечение целостности знаний и умений» (В.К.Сидоренко).
Я провожу интегрированные уроки при изучении нового материала, при повторении и закреплении пройденного. На уроках русского языка, литературы и риторики можно увидеть не только репродукции картин, портреты ярких исторических личностей, но и географические карты, карты созвездий, таблицу мер длины и т.д. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы; создают презентации.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем вступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплин.
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, мною самостоятельно разработаны уроки с использованием межпредметных связей и интегрированные уроки. Гуманитарно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: /ИЗО – музыка – литература - МХК; русский язык - литература - музыка и т.д./. Опыт показал, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе. Возможно объединение гуманитарного цикла с физико-математическим и естественно-научным.
Интегрированные уроки позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.
Часто на уроках дети получают интегрированное домашнее задание (Например: создать подборку произведений художественной литературы к изучаемому материалу, создание презентаций в среде PowerPoint)
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.