Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Институционально-правовые аспекты государства в обеспечении экономических интересов страны

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ткачев Денис
Рубрика: Экономические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №6 2022»  (июнь, 2022)
Количество просмотров статьи: 325
Показать PDF версию Институционально-правовые аспекты государства в обеспечении экономических интересов страны

Ткачев Денис Владимирович
Аспирант
Московской финансово-юридической академии МФЮА

Государство, как регулятор экономических процессов, для обеспечения устойчивости динамического развития экономики, развития рыночных отношений и достижения ожидаемых темпов экономического роста, обеспечивает надлежащее состояние правовой, экономической, финансовой среды. При этом государственное устройство в институциональном обществе предполагает триединство индивида (гражданина), гражданского общества и государства (Сажина М.А., 2006). По этой причине определяющее положение, как у источника государственного устройства, занимает именно государство.

В национальной экономике обеспечение необходимой экономической, финансовой, правовой среды является прерогативой государства. Государство, как субъект, определяющий конкретное государственное устройство, играет несколько ролей. Государство определяет экономические правила игры для всех субъектов экономики. Государство является самостоятельным экономическим агентом. Государство осуществляет контроль и мониторинг за функционированием экономической системы. Осуществляемая в рамках данных ролей деятельность обязательно носит закрепленный правовой характер, то есть в целях ее осуществления принимаются соответствующие нормативные правовые акты.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является примером, где государство устанавливает, каким образом должна осуществляться деятельность субъектов в экономике страны. Среди основных целей закона значатся создание единого экономического пространства, условий для свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров и защита конкуренции. Это те правила, которые лежат в основе функционирования национальной экономики. Другими примерами реализации роли являются Федеральный закон от 22 июля 2005 года
№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Правовые нормы этих документов являются общеобязательными на территории всей страны, определяют нормы и правила экономической деятельности в стране.

Как самостоятельный экономический агент государство проводит фискальную политику, реализует экономические государственные программы. Фискальная, или бюджетно-налоговая политика, представляет собой совокупность расходов государства и получаемых им доходов. В ходе ее осуществления происходят изъятия или инъекции денежных средств в национальной экономике, государство также в рамках бюджетных расходов выступает крупным заказчиком и покупателем производимых в стране товаров и услуг. В дополнение к этому, государством реализуются экономические программы, состоящие из определенного набора действий, мероприятий, нацеленных на достижение конкретных экономических целей. Также стоит отметить важность экспортно-импортной политики с иностранными контрагентами, странами, при которой государство самостоятельно осуществляет продажу и покупку определенных товаров и услуг. Основными нормативными правовыми актами для реализации роли самостоятельного экономического агента являются Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные программы, национальные проекты в области экономики.

Наконец, существует роль государства как института контроля и мониторинга в национальной экономике. Во многом установление правил игры влечет за собой и осуществление контроля за их соблюдением. Отсюда вытекает, что большинство нормативных правовых актов, помимо того, что определяют организационные и правовые основы деятельности экономических агентов, также подразумевают специальные инструменты, механизмы, правила контроля. Для этого чаще всего создаются уполномоченные органы власти наподобие Федеральной антимонопольной службы, прописываются соответствующие правовые нормы, реже привлекается помощь иных лиц и организаций. Нельзя и забывать про денежно-кредитную политику государства, которая нацелена на контроль за ключевыми экономическими показателями страны (уровень инфляции в стране, ключевая ставка процента, объем денежной массы в экономике). Реализация этих функций позволяет государству контролировать национальную экономику, поддерживать ее стабильность и устойчивость, корректировать основные параметры в условиях неопределенности, экономических кризисов. Примерами нормативных правовых актов, демонстрирующих реализацию государством данной роли, являются Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 18 июля 1999 года
№ 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Таким образом, выделенные роли государства, которые оно играет
в национальной экономике, позволяют, во-первых, понимать характер и особенности государственного влияния на экономику страны, во-вторых, верно соотносить существующие и принимаемые нормативные правовые акты с теми целями и задачами, которые преследует государство. Наконец, взгляд на многообразие роли государства в экономике позволит обеспечить более грамотное правовое регулирование экономической политики и деятельности государства и его органов власти, повысит эффективность правового обеспечения, являющегося основой для государства как в роли самостоятельного экономического агента, так и в роли организатора единых экономических правил игры и контролирующего субъекта национальной экономики.

Литература

1. Сажина М.А. Государство в институциональной экономике // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. № 9;.

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

7. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

8. Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

10. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».