Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Инклюзивное образование дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лепёхина Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2512
Показать PDF версию Инклюзивное образование дошкольников

Лепёхина Елена Ивановна,
учитель-дефектолог

C каждым годом в общеобразовательные группы детского сада приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с  повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Инклюзивное образование является органичной частью процесса развития дошкольного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, этим самым обеспечивая доступ к образованию детей с ограниченными возможностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуально- образовательные потребности и способности.

Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение, тем самым способствуя смягчению социального неравенства.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе. В то же время необходимо отметить ряд факторов, препятствующих реализации идей инклюзивного образования в детских садах. Чаще всего – это не толерантное отношение родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья, психологическая неготовность принимать этих детей как полноправных членов общества.

При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ и идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации образовательного процесса с усилением воспитательной и социальной направленности обучения.

В основе инклюзивного образования лежат принципы:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • каждый человек способен чувствовать и думать;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • для всех обучающихся достижения прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  • —быть инклюзивным означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

  • —инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Существующие барьеры

  • Архитектурная недоступность детского сада.

  • — Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.

  • — Большинство педагогов детских садов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ОВЗ в процесс обучения в группах.

  • — Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

  • — Неготовность общества к принятию инвалидов.

Качества, необходимые специалисту  при работе в инклюзивной группе:

  • Он достаточно гибок

  • — Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы.

  • — Он уважает индивидуальные различия.

  • — Он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива.

  • — Он согласен работать вместе с другими специалистами  в одной команде.

Инклюзия в ДОУ означает раскрытие каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но должна  соответствовать  его способностям.