Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лепёхина Елена Ивановна,
учитель-дефектолог
C каждым годом в общеобразовательные группы детского сада приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Инклюзивное образование является органичной частью процесса развития дошкольного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, этим самым обеспечивая доступ к образованию детей с ограниченными возможностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуально- образовательные потребности и способности.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение, тем самым способствуя смягчению социального неравенства.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе. В то же время необходимо отметить ряд факторов, препятствующих реализации идей инклюзивного образования в детских садах. Чаще всего – это не толерантное отношение родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья, психологическая неготовность принимать этих детей как полноправных членов общества.
При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ и идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации образовательного процесса с усилением воспитательной и социальной направленности обучения.
В основе инклюзивного образования лежат принципы:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
для всех обучающихся достижения прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
быть инклюзивным означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Существующие барьеры
Архитектурная недоступность детского сада.
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
Большинство педагогов детских садов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ОВЗ в процесс обучения в группах.
Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Неготовность общества к принятию инвалидов.
Качества, необходимые специалисту при работе в инклюзивной группе:
Он достаточно гибок
Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы.
Он уважает индивидуальные различия.
Он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива.
Он согласен работать вместе с другими специалистами в одной команде.
Инклюзия в ДОУ означает раскрытие каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но должна соответствовать его способностям.