Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
декан факультета информационных технологий
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Смена образовательной парадигмы определяет вузам ряд сложных задач, от решения которых во многом зависит успешность и комфортность деятельности, как вузовских преподавателей, так и подготавливаемых ими будущих специалистов в стремительно изменяющемся мире. К одной из таких задач и относится задача формирования и развития информационно-технологической компетентности (IT-компетентности) специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности.
Действующие ныне Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВО) основываются на компетентностном подходе к подготовке специалистов. При этом сущность компетентностного подхода определяется не только совокупностью принципов, структуры и содержания профессионального образования, а и особенностями организации учебно-воспитательного процесса вуза.
Сам же процесс формирования и развития профессиональных компетенций рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования [1]. В свою очередь, в число профессиональных компетенций обязательным компонентом входят информационно-технологические компетенции. И это обстоятельство, как нельзя ярче, подчёркивает насущность и необходимость формирования и развития IT-компетентности выпускников высшей профессиональной школы, независимо от направления и профиля их подготовки.
Термин «IT-компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС ВПО нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны понятия «информационно-технологическая грамотность» (IT-грамотность) и «информационно-технологическая культура» (IT-культура). IT-грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования IT-компетентности и включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств студента, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения её в разнообразные виды деятельности и отношений. Технологическая подготовка будущих специалистов в условиях современной высокотехнологичной информационно-образовательной среды (ИОС), реализуемая путём выполнения значительной части учебных действий с использованием средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), предполагает обязательность начальной информационной и технологической грамотности студентов, проявляющейся не только в овладении ими умениями и навыками использования в своей деятельности совокупности технических устройств, предназначенных для получения, хранения, обработки и передачи учебной и иной информации, а и в способности осознать, когда нужна эта информация, найти её, оценить и эффективно использовать. Особую роль при этом играют компьютерные средства, которые определяют отдельную категорию информационных технологий и коммуникаций. Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей включая всемирную информационную сеть Интернет, предназначенную для гипертекстового связывания мультимедиа документов со всего мира и устанавливающую легкодоступные и независимые от физического размещения документов универсальные информационные связи между ними. Применимо к организации подготовки будущих специалистов стоит отметить, что перспективные средства ИКТ нового поколения активно внедряются в учебный процесс вузов и в недалёком будущем должны полностью заменить традиционные технические средства обучения. При этом одним из основных критериев эффективности деятельности, как студентов, так и преподавателей в условиях современной ИОС, станет их IT-грамотность, трактуемая нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для применения электронно-коммуникативных средств в решении учебных и иных задач.
Литература: