Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Государственно-частное партнерство в контексте импортозамещения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жердев Роман Александрович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2045
Показать PDF версию Государственно-частное партнерство в контексте импортозамещения

Жердев Роман Александрович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
аспирант кафедры региональной экономики

Тенденция импортозамещения сегодня охватила практически все отрасли экономики. Это прежде всего связано с необходимостью снизить зависимость от иностранного производителя. Но кроме политического аспекта, необходимо рассмотреть возможности отечественной экономики. На наш взгляд, единственный способ остаться в числе ведущих экономик – обеспечить высокую производственную и технологическую конкурентоспособность российских компаний [1]. А этот способ требует огромного вливания финансовых, трудовых, предпринимательских ресурсов.

Для того, чтобы реализовать программы по  импортозамещению регионам жизненно необходимы новые модели взаимодействия с частным капиталом. Чтобы добиться структурных экономических преобразований посредством привлечения частного капитала, необходима разработка стратегий развития на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Значительную роль в реализации намеченной новой стратегии экономического роста реиндустриализации должно сыграть улучшение условий для привлечения прямых инвестиций, уменьшение риска для инвестора в работе в регионе.  Привлечение инвесторов в нужные для экономик регионов отрасли через необходимо стимулировать через косвенные меры (налоговые льготы, бюджетные гарантии) позволит направить потоки финансирования в нужное импортозамещающее русло. А заключение долгосрочных соглашений станет для участников-производителей гарантией сбыта российской продукции, что в свою очередь позволит заместить импорт и увеличить поступление налогов от развития собственной промышленности в бюджет, а производителю такие долгосрочные отношения дадут гарантию возврата вложенных средств [2].

Инструментарий ГЧП становится одним из главных моментов, который позволяет найти баланс интересов частного и публичного (государственного) партнеров для инвестирования в общественную инфраструктуру за счет внутренних резервов и обеспечивает рост экономики в текущих условиях.

С учетом уже имеющейся практики применения ГЧП, а также непростой ситуации в отечественной экономике сегодня необходимо найти такие точки роста российского рынка проектов ГЧП, которые позволят после стабилизации экономики обеспечить существенное увеличение числа проектов, повышение интереса зарубежных инвесторов и инфраструктурных компаний к российской инфраструктуре.

Для реализации экономических и социальных проектов, реализующихся на принципах ГЧП, в настоящее время есть все условия: законодательство на федеральном уровне, а также соответствующие законы приняты в большинстве субъектов РФ. Есть, наконец, понимание и поддержка этих проектов на местах региональными и местными властями. Но остается открытым вопрос о финансировании и софинансировании проектов ГЧП. Инфраструктурные объекты имеют дорогостоящий и длительный по периоду реализации характер.  Пока же для инвесторов одним из основных препятствий являются недостаточные гарантии возврата вложенных средств. Да, с одной стороны, 68%  частных компаний готовы инвестировать в развитие инфраструктурных объектов, естественно, рассчитывая на минимальную прибыль. А с другой стороны, совокупный уровень государственного долга субъектов РФ превышает 2 трлн руб., и это негативно сказывается на их инвестиционной привлекательности [2].

Одно из возможных решений в этой ситуации – создание специализированного фонда страхования бюджетных обязательств на базе одного из существующих институтов развития, что в будущем позволит обеспечить стабильность региональных и местных бюджетов для участия в проектах ГЧП. И здесь источником пополнения фонда могут служить могут служить страховые и пенсионные фонды.

И огромную роль будет играть в программе импортзамещения посредством ГЧП экономический протекционизм со стороны государства. А также налаживание системы контроля качества продукции на всех этапах ее производства.

Повышение заинтересованности частных производителей к механизму государственно-частного партнерства приведет не только к привлечению дополнительных ресурсов, но и к улучшению инвестиционного климата в регионе. В свою очередь протекционистские меры должны включать: льготное налогообложение для отечественных производителей, повышение импортных пошлин на аналогичные товары для стимулирования отечественного производителя, создания фонда стимулирования отечественного государственно-частного партнерства, за счет иностранных пошлин.

Библиографический список

  1. Модель Н.А. Государственно-частная проверка: [электронный ресурс] URL: http://expert.ru/northwest/2015/24/gosudarstvenno-chastnaya-proverka/(Дата обращения: 20.06.2016).

  2. Поликова И.А. Стратегический резерв http://www.transportrussia.ru/finansy.-investitsii.-nalogi/strategicheskiy-rezerv.html (Дата обращения: 20.06.2016).