Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Госконтроль и надзор в образовании в рамках закона «Об образовании в РФ»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): абрамова анастасия олеговна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 818
Показать PDF версию Госконтроль и надзор в образовании в рамках закона «Об образовании в РФ»

Абрамова Анастасия Олеговна

Образование является одним из приоритетных направлений в реформировании социально ориентированных сегментов государственной деятельности. Вектор этих процессов направлен на оптимизацию общественных отношений, реализующих основные элементы общественно-управленческих механизмов обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений.

Основой соответствующих преобразований служат элементы построения государственной системы контроля и надзора в сфере образования.

Государственный контроль в области образования осуществляется в форме проверок.

Проверки проводятся на основании приказа Ростобрнадзора.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке;

— анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В рамках проведения государственного контроля качества образования проводится:

— экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;

— анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации .

Таким образом, закон «Об образовании в РФ», помимо системы государственного надзора и контроля за системой образования, предусматривает возможность независимой оценки качества подготовки обучающихся, образовательной деятельности образовательных организаций, процедуры общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. В целом необходимость независимого контроля за процессом и результатами образовательной деятельности не вызывает сомнений.

Государство также позиционирует внимание к этому институту. Не случайно, Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» первоначально принятые нормы Закона об образовании расширены, в него введены ст.95.1 и 95.2, конкретизирующие правила проведения независимой экспертизы.

Законом об образовании детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок. В частности, в случае повторного неисполнения предписания об устранении нарушений предусматриваются такие последствия:

— Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда;

— орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;

— орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющий переданные полномочия, не только возбуждает дело об административном правонарушении, но и запрещает прием в данную организацию, таким образом, приостанавливая продолжение незаконной или некачественной образовательной деятельности.

Согласно Закону об образовании (п. 5 ч. 2 ст. 29) образовательные организации размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет», предписания органов, осуществляющих государственный контроль в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

Таким образом, как мы видим при организации надзора и контроля в сфере образования проверяющие должны руководствоваться и Федеральным законом № 294-ФЗ, и Федеральным законом № 273-ФЗ.