Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Вахабова Селима Асламбековна,
старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Рассматривая формирование толерантности в поликультурной среде вуза, отметим, что толерантность - это динамическая характеристика личности и поэтому процесс её развития требует не только выделения этапов, но и определения критериев, показателей, уровней её сформированности.
Сущность процесса формирования толерантности отражает переход всеобще - значимой ценности в личностно-значимую и включает в себя следующие этапы:
Важным для исследования является рассмотрение критериев оценки сформированности толерантности. Предлагаем следующие критерии сформированности социокуль¬турной толерантности в соответствии со структурой формируемого феномена:
Можно выделить ряд компонентов - критериев определения толерантности и оценки сформированности толерантности на индивидуально-личностном уровне:
Считаем целесообразным в качестве критериев оценки сформированности толерантности использовать:
Определяя взаимодействие преподаватель-студент в процессе формирования толерантности личности студента, понимая, что толерантность - это не только знания или поведенческие умения, а, в первую очередь, личностная позиция студента, выражающая его ценностное отношение к другому, естественно определить условия, наиболее благоприятные для самоопределения студента в многообразии ценностей, самостоятельной выработки собственной, независимой позиций для индивидуального становления толерантности. Ключевым условием здесь является актуализация ценностей и смыслов, качества отношений между участниками образовательного процесса, позволяющие предъявлять как результат взаимодействия личностную зрелость субъектов образовательного процесса [1,с.98].
Фасилитативное взаимодействие педагога со студентом как наиболее адекватная тактика предусматривает актуализацию и взаимообмен эмоциональным состоянием взаимодействующих субъектов образовательного процесса, выработку способов позитивных ценностных отношений к себе и окружению при доминировании позитивного эмоционального контекста во взаимоотношениях.
Таким образом, обоснование процесса формирования толерантности студентов в поликультурной образовательной среде позволяет сделать следующие выводы и обозначить полученные результаты:
Определено формирование толерантности студента как целенаправленный педагогический процесс изменения взаимообусловленных и взаимодополняющих свойств его личности за счёт:
осознания объективно существующего многообразия культур в поликультурном пространстве и необходимости сосуществования в нем;
осознанного усвоения системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия и за-крепление их в образовательной деятельности.
Обоснованы этапы формирования толерантности: ориентация студентов на ценности толерантности как первый этап в процессе формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонента толерантной личности предполагает ознакомление студентов с политкультурной средой через вовлечение субъектов образовательного пространства в осознание многообразия культур в поликультурном пространстве как объективной реальности в условиях диалога; принятие толерантных ценностей посредством организации интенсивной познавательно-критической и оценочной деятельности в условиях рефлексии по поводу содержания чужой культуры в терминах своего культурного опыта является вторым этапом формирования толерантности; поведенческо-действенное закрепление правил и норм толерантного поведения в условиях сочетания и единства разных видов деятельности: учебной (аудиторной) и внеучебной (внеаудиторной), требующих проявления толерантного поведения, выступает третьим этапом формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза.
Обоснован процесс формирования толерантности студента при актуализации поликультурной образовательной среды, ориентированный на формирование то-лерантных знаний, толерантного отношения, толерантного поведения посредством вовлечения студентов в познавательно-критическую и рефлексивнооценочную деятельность в условиях поликультурного диалога в аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Литература:
Джуринский А.Н. Концепции и реализации мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. – М.: НП АПО, 2009. - 200с.