Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование неречевых функций для профилактики дисграфии и дислексии.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Семерикова Зоя Валентиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1861
Показать PDF версию Формирование неречевых функций для профилактики дисграфии и дислексии.

Семерикова Зоя Валентиновна
Учитель-логопед
СПДС «Росинка» ГБОУ СОШ
С.Тимофеевка, м.р. Ставропольский Cамарской обл.
E-mail: smrkv@mail.ru

Аннотация: данная статья освещает проблемы дисграфии как системного нарушения и важность работы над формированием ряда неречевых функций.

Ключевые слова: несформированность неречевых функций, пространственные, временные представления, графо-моторные навыки, слухо-моторные координации.

Речевые нарушения первоклассников могут серьёзно осложнить овладение процессами чтения и письма в начальной школе и, как следствие, грамматики родного языка и гуманитарных предметов в среднем и старшем звене школы. При своевременной логопедической помощи в дошкольном возрасте эти проблемы могут быть решены полностью, но остаётся некоторый процент детей, которые страдают нарушениями письма [1, с.51].

При обследовании таких детей отмечается несформированность ряда гностико-праксических функций, таких как временные и пространственные представления и понятия, слухо-моторные координации, двигательные функции руки, слухо-моторные координации и др.

В логопункте СПДС «Росинка» проводится пропедевтическая работа по формированию и коррекции данных функций.

Пространственные понятия и представления, не сформированные или не обобщенные, не позволяют детям самостоятельно пользоваться ими в учебной деятельности. Работа над их формированием начинается со схемы собственного тела ребёнка. Постоянно используя зрительную опору в виде браслета на левую руку, банта на голове у девочек, цветных резинок на ногах, ребёнок запоминает понятия верх-низ, лево-право. В игровых упражнениях, связанных с движениями всем телом, достигается закрепление этих направлений. В дальнейшем можно использовать движения со стихами при автоматизации звуков. Например, при закреплении звука Ль. Рассказывая стихотворение, дети выполняют движения руками: «Мы летали высоко (руки вверху), мы летали низко (внизу), мы летали далеко (руки вытягиваются вперёд), мы летали близко (прижали руки к груди)». Постепенно происходит переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под». В игровом упражнении «Теремок» ребёнку даётся задание расселить жильцов по своим этажам: бабочка живёт над жуком, улитка под волком, выше всех живёт мышка и т.д.

Слабая ориентировка во времени, путаница времён года, месяцев, дней недели и их последовательности затрудняют усвоение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида. Для преодоления этих сложностей после ознакомления, заучивания материала, можно использовать развивающий мультфильм «Паровозик Чух-Чух и дни недели». Значительно легче и быстрее запоминается материал при просмотре и пропевании песенки.

Хорошее состояние мелкой моторики рук важно для формирования графо-моторных навыков. Активное пользование детьми планшетами, компьютерными мышками не способствуют развитию мелкой моторики, поэтому пальчиковая гимнастика, штриховки постоянно используются в групповых и индивидуальных видах логопедического воздействия.

В результате обследования слухо-моторных координаций наблюдаются значительные трудности анализа неречевых звуков заданной ритмической структуры. Поэтому дети упражняются в узнавании заданного ритма (капельки дождя) в игре «Учись говорить правильно» Г.О. Астватацурова, Л.Е.Шевченко. Заучивая чистоговорки с разными ритмическими рисунками, дети дополнительно отбивают ритмы ладошками, кулаками, пальцами, палочками и др. предметами.

Недостаточная сформированность рече-слухового анализатора ребёнка не позволяет различать ему оппозиционные звуки. Значительная часть коррекционной работы уделяется этой проблеме. Широко используются игры в виде собственных презентаций, готовых логопедических программ, например «Игры для Тигры», логопедических распевок Овчинниковой Т.С.

Таким образом, в работе учителя-логопеда необходимо учитывать формирование ряда важных неречевых процессов и функций для предупреждения возможных специфических ошибок на письме и в чтении младших школьников.

Библиографический список:

  1. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. — М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. — 255 с.