Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ярычев Бадрудин Увайсович,
ассистент кафедры теории и технологии социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет".
Ставя проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, необходимо учитывать различные религиозно-философские учения в форме вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость. Полагаем необходимым выделить ряд сущностных характеристик толерантности, на которых базируются ведущие мировые религии.
В таблице представлены систематизированные сущностные характеристики толерантности по разным религиозным основаниям и выражения толерантных отношений в текстах разных религий. Анализ показывает, что все принципы терпимого отношения к окружающим выражаются через общую для всех религий доктрину любви к ближнему, отражающую универсальные принципы толерантных отношений Человека к Человеку, вне зависимости от национальной, этнической, социальной или культурной принадлежности.
Сущностные характеристики толерантности по религиозным основаниям
индийская религиознофилософская традиция |
строгое соблюдение этических правил поведения: гуманизм, терпимость, борьба с негативными эмоциями, создание позитивного настроя, невмешательство в существующий миропорядок |
буддизм /конфуцианство |
добродетель, близкая по смыслу к примиренчеству и осуществляемую в форме личной позиции; важный моральный принцип для индивидуума и этическое правило для общества; уважение достоинства жизни, содержит учение о ненасилии |
ислам |
сознательное продвижение определенно положительных качеств личности: вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие |
христианство |
нравственная категория терпимости близка по смыслу сочувствию, состраданию, самопожертвованию, «милости к падшим»; духовное свойство терпимости близко к жертвенности |
Исследуя феномен толерантности, следует отметить его зарождение и оформление в связи с зарождением самого человеческого общества и закреплением его правовой основы, то есть характеристики проявление социальной межличностной толерантности, на содержательное наполнение которой оказывали и продолжают оказывать влияние исторические и политические традиции, культурное своеобразие и состояние социума.
Так эпоха Античности становится эпохой становления правового статуса толерантности, рассматривая её как «признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми для всех» [1,с.42]. По мнению учёных, взгляды греческой античной толерантности предвосхитили гуманистические идеи эпохи Просвещения.
Современная западная культура толерантности основывается на тех же принципах, что и веротерпимость в изложении мыслителей Просвещения: уважение к собственности, уважение к правам человека, уважение к правовым институтам общества. Смысловым центром этого принципа, стал принцип приоритета суверенной человеческой личности и принадлежащих ей неотчуждаемых прав. В западноевропейской культурной традиции права человека как такового признаются неприкосновенными пока собственные действия индивида не выходят за рамки закона и не нарушают столь же суверенных прав других. Важно отметить, что культурная норма (толерантность в нашем понимании) в этом случае состоит в том, что принадлежность человека к некоторой иной традиции (включая конфессии), равно как и вообще любая его «инаковость» не рассматриваются как достаточные основания для дискриминации. Принятие другого предусматривает наряду с этим одновременное признание и сохранение своей и его идентичности, поскольку только человек, признающий и понимающий ценности своей культуры, способен принять существование ценностей других людей.
Педагогический смысл этой мысли заключается в необходимости глубокого изучения своей культуры. Это находит отражение в языке и культуре народа.
Определяя сущность толерантности, необходимо отметить свойство её устойчивости, представляющее толерантность органической составляющей менталитета и личностным качеством индивида сформированным на системе приобретённых прочных предрасположенностей, порождающих и организующих человеческие практики взаимодействия [1,с.43].
Необходимо также отметить три вида толерантности: толерантность как система установок, связанных с этическими и расовыми различиями; конформную толерантность; толерантность как черту характера. Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.[2,с.340]
Обобщая все вышесказанное, отметим, что многоаспектность феномена толерантности позволяет рассматривать её как интегративное личностное качество, которое определяется: психологической устойчивостью; системой позитивных установок; совокупностью индивидуальных качеств; системой личностных и групповых ценностей, то есть теми характеристиками индивида, которые определяют его способность активного позитивного взаимодействия с самим и внешней средой, восстановления своего психического равновесия и успешной социоадаптации. Наличие сформированных вышеозначенных устойчивых личностных характеристик позволяет утверждать о толерантности как интегративной характеристики психологически зрелой личности, в систему инструментальных ценностей которой и входит толерантность.
Различные уровни толерантности как инструментальной нормы, демонстрирующей культурные ценности общества, универсальные образцы поведения, представляются как стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире. В то же время даже в рамках одной культуры каждый человек обладает своей индивидуальной толерантностью, и она не является константой - она может меняться и меняется на протяжении его жизни. Таким образом, по мнению исследователей, толерантность имеет не только коллективное, но и индивидуальное измерение.
Литература:
Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма (http://haa.su/AmV/) // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования.(http://haa.su/AmW/) 2013.№ Специальный выпуск 2. С. 40-46.
Богданова А.И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды // Фундаментальные исследования (http://haa.su/AmN/). -2012. - № 9. - С. 337-341.