Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Философско-историческая значимость времени

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гибадуллин Артур Амирзянович
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2472
Показать PDF версию Философско-историческая значимость времени
Гибадуллин Артур Амирзянович,
студент, Нижневартовский государственный университет

Аннотация: в работе рассматривается значимость времени для философских и исторических наук и его важность для социологии, культурологии, лингвистики.

Ключевые слова: философия времени, историческое время, социальное время.

Проблема времени – одна из самых основных в философии. Если рассматривать философию как науку о мышлении, то оно в ней играет первостепенную роль, ведь любой мыслительный процесс происходит во времени.

Тысячелетия тому назад у человека формировалось понимание времени. Оно отражено почти во всех языках (глагольные формы, названия времен года и суток), что свидетельствует о том, что до возникновения этих языков у человека уже должны были появиться определенные представления, включающие в себя временное мышление. Даже в далеких по своему происхождению языках наблюдаются временные формы. Осознание времени стало характерным уже для первобытных социумов и их культур. Этому способствовала цикличность природных процессов, не подвластных обществу.

Появление календаря позволило описать эту цикличность. Развитые культуры невозможно представить без наличия календаря, который появился как у цивилизаций Старого, так и Нового Света. Он возник как у народов древней Месопотамии, так и индейцев Майя. Часто он отражал философскую концепцию замкнутого времени, в котором все явления повторяются. Фраза «все новое – это хорошо забытое старое» подходит для ее описания. Эта концепция встречается и в индуистских, буддистских воззрениях. Оно воплощается в представлении о переселении душ: за каждой смертью следует новое рождение и жизнь, заканчивающаяся смертью и так далее. То же самое применительно ко всему миру означает, что за концом одной «космической эры» следует начало другой.

Открытое время, напротив, никогда не возвращается в пройденный момент. Для него справедливо изречение Гераклита «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Мир с таким временем изменчив, непостоянен, он может вечно развиваться. В нем нет циклов перерождения.

Концепция конечного времени связана с низшими земными преходящими явлениями, для нее есть подходящая фраза «ничто не вечно под луной». Всякое действие в мире смертных обязательно заканчивается, за рождением и жизнью следует смерть, безвозвратно уничтожающая все, что было прежде.

Отсутствие времени, статичный мир упоминается еще в античности. В философии элеатов бытие имеет вневременную природу: отрицается вообще какая-либо изменчивость, а, следовательно, и время, как ее мера. Им противоречит постоянно изменяющийся мир Гераклита, в котором «время есть первая телесная сущность».

История как наука, изучающая человека и его деятельность в прошлом, также неотделима от времени. Для ее возникновения у человечества должны были сложиться представления о социумах и цивилизациях, существующих и изменяющихся во времени, о неравенстве между прошлым и будущим, ведь прошлое можно описать и извлечь из него уроки, а будущее непредсказуемо.

Во все эпохи в различных философских концепциях вопросам времени уделяется особое внимание. То, что время невозможно остановить, двигаться в нем в произвольном направлении, осязать либо узреть его, придавало ему большую загадочность в сравнении с такими категориями как пространство или материя. Это и порождало различные конфликтующие друг с другом позиции, начиная от его иллюзорности и невозможности существования, и заканчивая его первостепенностью.

Для современной науки эти вопросы до сих пор остаются открытыми. Теория относительности рассматривает время как часть единого пространственно-временного континуума, по своей сути являющегося пространством, описываемым неевклидовой геометрией. То есть для изменчивого непредсказуемого времени в ней места нет. В квантовой механике, наоборот, невозможно абсолютно точно предсказать результат любого эксперимента, всегда есть место для неопределенности. Такое противоречие свидетельствует о несовершенстве общепринятых представлений.

Что касается предложенной автором теории всего, то она содержит новейшие представления о множественности времен и их первоначальности для бытия. Она сходится с воззрениями Гераклита в том, что мир изменчив, и время есть первооснова всего. Такая вселенная метрически расширяется и не может повернуть вспять в своем развитии.

Литература

  1. Гибадуллин А.А. Многовременная теория всего // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. №11.

  2. Роговський О.М. Форми часу в історі культури: філософсько-антропологічний аналіз; Монографія. - Х.: ДИВО, 2008. - 216 с.