Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ФАКТОРЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ануфриенко Людмила Валерьевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2022»  (апрель, 2022)
Количество просмотров статьи: 146
Показать PDF версию ФАКТОРЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Ануфриенко Л.В.
старший преподаватель
кафедры мировой литературы и
иностранных языков
Полоцкий государственный университет
Витебская область
Республика Беларусь

Аннотация. В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования факторов неформального лидерского поведения — психологических свойств личности, входящие в нейродинамическую сферу психики. В статье отражена их числовая выраженность и вариативность, а также отражены результаты исследования их взаимосвязей. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при создании технологии оптимизации лидерского поведения у учителей.

Abstract. This article presents the results of the empirical study on the factors of informal leadership behavior − the psychological properties of the individual which are part of the neurodynamic sphere of the psyche. The article reflects their numerical severity and variability, as well as the results of the study on their relationships. The results of the study can be used to create a technology for optimizing the informal leadership behavior among teachers.

Ключевые слова: неформальное лидерство, учитель, факторы лидерского поведения, нейродинамическая сфера психики, экстравертированность, активность, эмоциональность, пластичность.

Key words: informal leadership, teachers, factors of leadership behavior, neurodynamic sphere of the psyche, extraversion, activity, emotionality, plasticity.

При описании вопросов или проблем лидерства, множество ученых, исследуя личность лидера, концентрируют внимание на мере выраженности его психологических свойств (так называемых лидерских качеств). При этом, чем больше свойств или качеств выражено в лидере, тем лучше. Такая позиция приводит к тому, что абсолютно разные качества, иногда противоречащие друг другу, включаются в число лидерских. По этой причине, несмотря на то, что существует много работ в области лидерства, а также методов его исследования, все еще нет ответа или доказанной теории о методологическом подходе к исследованию свойств личности, которые можно было бы назвать факторами лидерского поведения. И если предположить, что на эффективность выполнения лидерских функций личностные качества оказывают достаточное влияние, то остается открытым вопрос о том, какие свойства личности можно считать факторами лидерского поведения.

Важно отметить, что лидерство среди учителей должно носить не только формальный, но и неформальный характер. Другими словами, учащиеся должны признавать неформальное влияние учителя на всю группу (класс) в силу его авторитетности и значимости, а действия педагога должны приниматься и одобряться всеми последователями (учениками).

В данной статье будут рассмотрены только те качества, которые входят в нейродинамическую сферу психики. Известно, что данные свойства личности почти не поддаются корректировки, однако знание об их выраженности и вариативности может помочь при разработке технологии оптимизации лидерского поведения у учителей.

Свойства темперамента изучались при помощи широко известной в психологии методике Бренгельмана [1]. В список исследуемых свойств были отнесены: активность, экстравертированность, пластичность, а также эмоциональность (Таблица 1).

Таблица 1 — Среднее значение и коэффициенты вариации нейродинамических свойств у учителей (n = 42)


Учитель-экстраверт является хорошим неформальным лидером. Учитель-экстраверт имеет открытый общительный характер, что положительно скажется на эффективном взаимодействии при достижении намеченных педагогических целей. Главное, учитель-экстраверт обращен в своих переживаниях и интересах к объектам внешнего мира, в данном случае, к ученикам. Для неформального лидерского поведения в педагогической профессии такая характеристика является ключевой.

Как правило, именно активные педагоги являются инициаторами и организаторами различных мероприятий — не только инновационных уроков, но и фестивалей, олимпиад, концертов или каких-либо других общественных дел. Организация и проведение такого рода мероприятий является признаком лидерского поведения учителя. В целом, по причине того, что учитель постоянно организует учебную и воспитательную деятельность в школе, активность должна являться выраженным качеством у педагогов.

Эмоциональная устойчивость как динамическое свойство эмоциональности, является очень важной характеристикой не только учителя, но и неформального лидера. Согласно исследованиям Джамгарова Т.Т. и Румянцевой В.В., именно эмоциональная устойчивость входит в пятерку самых главных факторов успешного лидерства [2]. Учителю важно быть эмоционально устойчивым, поскольку педагогическая деятельность достаточна сложная и требует постоянных эмоциональных затрат или переживаний за учеников и их успехи. По этой причине, выраженность данного свойства достаточно высокая.

Показатель пластичности имеет значение 5,40 стена из 10-и возможных. Учителя, в таком случае, относительно пластичны и склонны к изменениям или нововведениям. Возможно, это связано и с тем, что очень часто указания к изменениям приходят «сверху», а учителя просто адаптируются и, как следствие, внутренне принимают такие изменения достаточно быстро и легко.

Относительно низкая вариативность показателей экстравертированности и эмоциональности свидетельствует о том, что учителя достаточно однородны в проявлении данных качеств. Однородность по экстравертированности обусловлена выбором профессии — работа с людьми и для людей. Однородность по эмоциональности обусловлена тем, что педагогическая профессия требует проявления данного свойства.

Вариативность показателя пластичности является самой высокой — 23,9 %, то есть, среди учителей наблюдается естественная разнородность.

Вариативность показателя активности средняя и показывает, что среди учителей есть как активные, так и пассивные личности.

Следующий этап — это выявление внутренних взаимосвязей. Приводится описание результатов корреляционных взаимосвязей только при р < 0,001. Связи при р < 0,01 и при р < 0,05 можно считать случайными, поскольку представлены показатели, входящие в одну группу. Так, нейродинамические свойства взаимосвязаны следующим образом: активность — экстравертированность (r = 0,52; р < 0,001). Данная связь является достаточно ожидаемой. Но ее наличие позволит при необходимости скоординировать деятельность педагогов и помочь более эффективно выполнять профессиональную деятельность.

Таким образом, выраженность нейродинамических свойств поможет учителю стать неформальным лидером класса, где последователи (ученики) добьются более высоких результатов. Следующим этапом исследования должно стать изучение личностных свойств из других сфер психики, так, чтобы в конечном итоге сформировался список тех качеств, которые можно отнести к факторам лидерского поведения и на их основе создать технологию его оптимизации.

Библиографический список

1. Brengelman J. Deutche Waliderung von Fragebogen der Extraversion neurotischeen Tendenz und Regitat. exr., angew Psychol., 7, 1960. P. 291-331

2. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.В. Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983.