Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Диагностическая программа исследования уровня тревожности у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хапренков Игорь Игоревич
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1813
Показать PDF версию Диагностическая программа исследования уровня тревожности у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Хапренков Игорь Игоревич
студент, ТГПУ им Л.Н.Толстого,
г. Тула
E-mail: avr.85@mail.ru

В современной психологии тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека.

В процессе исследования нами изучается научная, специальная литература, исследуются понятия тревоги, страха и тревожности, различные виды и формы тревожности.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме изучения особенностей выраженности тревожности у детей с ЗПР позволяет сделать вывод, что всем детям с ЗПР, особенно в старшем дошкольном возрасте, свойственна характерная неразвитость эмоциональной сферы.

В ходе диагностического исследования могут использоваться следующие методики:

1. Методика Р. Теммпла, М. Дорки и В. Амена «Выбери нужное лицо».

2. Методика А.И. Захарова «Страхи у детей».

3. Исследование самооценки по методике «Какой Я?» (Р.С. Немов).

4. Методика «Цветовой тест» Люшера (модификация методики Люшера, Л.А. Ясюкова).

5. Методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).

Данные методики позволяют выявить особенности эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Эмоционально-личностная сфера у большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеет следующие особенности: эмоциональная напряженность и повышенная тревожность, наличие устойчивых страхов.

Отмечаетя, что профилактика тревожности и страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Существующие способы снижения и контроля тревожности и страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Коррекция тревожности и страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами и тревожностью у старших дошкольников с ЗПР обусловлена тем, что и тревожность, и страхи способны оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребенка.