Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хапренков Игорь Игоревич
студент, ТГПУ им Л.Н.Толстого,
г. Тула
E-mail: avr.85@mail.ru
В современной психологии тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека.
В процессе исследования нами изучается научная, специальная литература, исследуются понятия тревоги, страха и тревожности, различные виды и формы тревожности.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме изучения особенностей выраженности тревожности у детей с ЗПР позволяет сделать вывод, что всем детям с ЗПР, особенно в старшем дошкольном возрасте, свойственна характерная неразвитость эмоциональной сферы.
В ходе диагностического исследования могут использоваться следующие методики:
1. Методика Р. Теммпла, М. Дорки и В. Амена «Выбери нужное лицо».
2. Методика А.И. Захарова «Страхи у детей».
3. Исследование самооценки по методике «Какой Я?» (Р.С. Немов).
4. Методика «Цветовой тест» Люшера (модификация методики Люшера, Л.А. Ясюкова).
5. Методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).
Данные методики позволяют выявить особенности эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Эмоционально-личностная сфера у большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеет следующие особенности: эмоциональная напряженность и повышенная тревожность, наличие устойчивых страхов.
Отмечаетя, что профилактика тревожности и страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Существующие способы снижения и контроля тревожности и страха основываются, прежде всего, на теории научения.
Коррекция тревожности и страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Важность активной коррекционной работы с детскими страхами и тревожностью у старших дошкольников с ЗПР обусловлена тем, что и тревожность, и страхи способны оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребенка.