Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Расторгуева Оксана Игоревна
педагог-психолог
высшая квалификационная категория
ГБУ Прокопьевский реабилитационный центр "Радуга"
Кемеровская область - Кузбасс
г. Прокопьевск
E-mail: rastoks8@mail.ru
Ранний возраст — это уникальный период от 1 года до 3 лет, в котором развитие ребенка отличается интенсивным темпом и тесной взаимосвязью психомоторного, речевого развития и состояния здоровья. Очень важно в этот период сенсорное развитие ребенка как фундамент умственного развития. Сенсорное развитие детей раннего возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
В современном мире родители озабочены проблемой обучения детей с раннего возраста, иногда слишком нагружают ребенка и совсем не задумываются о его сенсомоторном развитии, как фундаменте интеллектуального развития. Телевидение, компьютерные игры, телефоны уже настолько занимают детей, что практически забыты песочницы и качели. Ребенок в мегаполисе практически лишен полноценной игры с природными материалами и получения базы сенсорного опыта. Родители далеко не всегда могут позволить малышу кувыркаться, качаться, бегать и прыгать столько, сколько диктует естественная потребность, а не общие режимные моменты. А потом начинают замечать, что ребенок путает право-лево, верх-низ, мало и плохо разговаривает, плохо справляется там, где задействованы обе руки и обе стороны тела, не может сидеть прямо или раскачивается на стуле, поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею, не может удержать взгляд на предмете, постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты, часто падает, неловок, не любит играть с детьми, старается быть один.
Чем раньше родители и специалисты начнут работу по сенсорному развитию с ребенком, тем положительнее это скажется на способности справляться с эмоциональными и образовательными задачами.
Именно поэтому мы отводим ведущую роль сенсорной интеграции детей. Она «заставляет» мозг быстрее воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на нее), соответственно, ускоряются процессы воспроизведения различных функций.
Целью сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы каждого ребенка.
Благодаря специалистам ранней помощи и специальному оборудованию многие проблемы в поведении, трудностях в развитии мы решаем с помощью занятий по развитию сенсорной интеграции. Для этого в нашем Центре оснащены современным оборудованием и функционируют кабинеты лечебной физкультуры, сенсорная комната, комната песочной терапии, а также кабинет ранней помощи. Кабинеты оборудованы различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики, двигательных навыков, тактильного восприятия, средства для развития зрительного и слухового восприятия.
Приемы сенсорной интеграции мы используем как в структуре общего занятия, так и как отдельную методику. Игровой сеанс позволяет оценить уровень психического, физического, познавательного, речевого, эмоционального развития ребенка, взаимоотношений в паре «Ребенок-родитель», обучить родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, преодолению поведенческих проблем ребенка во время совместной игры.
Наши коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование сенсорных навыков, развитие слуховых, зрительных и ориентировочных реакций, стимулирование познавательных процессов, формирование навыков игровой деятельности, развитие мелкой моторики.
Для того, чтобы коррекционная работа проходила успешно игры и упражнения по сенсорной интеграции в Центре проводим регулярно и систематически, используя любой удобный режимный момент. Начинаем коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты и постепенно вводим стимуляцию слабых каналов. Так, включая в игровую деятельность с детьми раннего возраста элементы сенсорной интеграции, мы формируем базу, которая в дельнейшем позволит улучшить качество речи, саморегуляции и поведения ребёнка как основы способности к обучению.
В работе мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Гравитационное восприятие
Детям необходимо двигаться. Для некоторых малышей — это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вестибулярные движения могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и является частью терапии. Для этого мы используем:
Балансировочные дорожки, которые развивают равновесие и координацию движений у детей. Их применение дает возможность вовлекать в работу одномоментно различные анализаторные системы.
Чаша — балансир — это устройство, специально разработанное для развития и тренировки вестибулярной системы. Ее основная цель — развитие проприоцептивной системы, отвечающей за координацию движений и ориентацию в пространстве.
Фитболы — их использование развивает двигательные качества, координацию движений детей. Они идеально подходят для релаксационных упражнений.
Сухой бассейн помогает укреплять мышцы, способствует тренировке вестибулярного аппарата, укреплению позвоночника, развивает выносливость. Ребенок учится безопасно падать.
Любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное — активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры.
Для развития тактильного восприятия нам необходимо предоставить ребёнку тактильные ощущения, поощрить его стремление к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые для игр материалы различаются текстурой, температурой и весом. Тактильную чувствительность развиваем с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.).
Рука, пальцы, ладошки ребёнка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для улучшения тактильных ощущений ладоней и подушечек пальцев малыша мы используем тактильные ладошки дощечки и панно. Они дают возможность ребенку обследовать поверхность с помощью всей ладони и пальчиков.
Кинезио мешочки — это мешочки из ткани, наполненные разными тактильными наполнителями. Они подходят для самых маленьких детей. Способствуют развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности. Детям нравится играть с тактильными игрушками-мякишами, которые можно гладить, прижимать и прятать.
Очень любят дети передвигаться по сенсорным мостикам, которые стимулируют кровоток, способствуют правильному формированию свода стопы и развивают сенсорную чувствительность.
Применение бизи-стены и различных бизибордов дает возможность детям самостоятельно исследовать интересные и безопасные предметы, развивать мелкую и крупную моторику (способность управлять телом и совершать мелкие движения), развивать логику, усидчивость.
Развитие обонятельного и вкусового восприятия — самый востребованный родителями вариант сенсорной тренировки («наш очень привередлив и избирателен в еде, научите его есть»), но и самый тонкий. Развиваем навык только при индивидуальной работе и только после подробнейшего опроса семьи на предмет аллергических реакций и пищевых непереносимости у ребенка.
Мир вокруг ребенка наполнен красками, звуками, текстурами, но не стоит забывать и про вкусы и запахи! Обоняние и вкусовые ощущения — важные каналы восприятия, которые помогают малышу исследовать окружающее пространство, запоминать эмоции и даже развивать речь.
Обоняние — одно из самых ранних чувств, которое начинает работать еще в утробе матери. Уже с рождения младенец узнает маму по запаху, а знакомые ароматы успокаивают его. Запахи помогают формировать эмоциональные связи (например, запах маминых духов или любимого одеяла дает чувство безопасности), влияют на настроение, связаны с памятью. Запахи вызывают яркие воспоминания, даже у самых маленьких детей.
Чтобы развивать обоняние предлагаем малышу исследовать разные ароматы в быту (свежие травы, аромат специй, запахи природы). В своей работе используем флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие обогащает представления об окружающем мире. Умение слушать необходимо, чтобы ребёнок научился правильно говорить — произносить звуки, отчётливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.
Слуховое восприятие чаще всего не изолированно, мы развиваем его в совокупности с другими техниками. В качестве самостоятельно используемых звучащих игрушек используем небольшие емкости с наполнителем из круп, песка, камней и других натуральных материалов.
Мозг обучаем. Если в наши занятия добавлять упражнения, направленные на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта, то путем тренировки можно добиться увеличения скорости обработки сенсорной информации. Включая в игру элементы сенсорной интеграции, создавая на их основе ежедневную игровую рутину, формируется база, которая позволит улучшить качество речи, саморегуляции и поведения ребёнка — основы способности к обучению.
Сенсорная интеграция набирает актуальность и в плане профилактики вторичных нарушений, которые могут развиваться на фоне основной патологии. Регулярная и систематическая работа с учетом сенсорных потребностей ребенка может предотвратить возникновение дополнительных поведенческих и эмоциональных проблем, снизить уровень тревожности и агрессии.