Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Малышкин Николай Юрьевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 6165
Показать PDF версию Антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики

Малышкин Николай Юрьевич
Хакасский Государственный университет
факультет государственной и муниципальной службы
магистрант 1 года обучения

Особенность сферы электроэнергетики проявляется в наличии с одной стороны – естественных монополий, с другой стороны – таких потенциально- конкурентных сфер как: сервис электрических сетей, производство и сбыт электроэнергии. Вот почему для успешной эволюции электроэнергетики необходимо широкое внедрение в данную отрасль конкурентных отношений, что возможно реализовать, в том числе, с помощью норм антимонопольного законодательства и деятельности антимонопольных органов.

Искусственная монополия – это «рукотворно» созданная участниками рынка монополия путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения сверхприбылей отдельные компании постоянно укрупняют своё производство, поглощая конкурентов или объединяясь в различные союзы, чтобы избежать конкуренции и владеть рынком совместно (трест, картель, синдикат и т.д.).

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. В ее основе лежит объективная невозможность или нежелательность конкуренции. Примерами являются предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы, в том числе и электрические компании. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции1. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

Антимонопольное регулирование в электроэнергетике осуществляется антимонопольным органом в соответствии с общим антимонопольным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также актами федерального антимонопольного органа. Органами антимонопольного регулирования являются федеральный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) и его территориальные органы.

Целью антимонопольного регулирования в электроэнергетической отрасли является своевременное выявление, предупреждение, ограничение действия или пресечение бездействия, которые направлены на ограничение или устранение конкуренции или ущемление интересов субъектов электроэнергетической отрасли и потребителей электрической энергии. "К таким антиконкурентным действиям относятся, в том числе, согласованные действия или манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках с целью изменения или поддержания цен на электрическую энергию (чаще всего с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения)".2

26 декабря 2013 года вступили в силу Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства от 17.12.2013 Nо 1164. По существу, создание системы регулярного контроля за функционированием оптового и розничных рынков произошло благодаря принятию именно данных Правил. Документ важен тем, что в нем предусматривается применение ряда принципиально новых механизмов, направленных на обеспечение антимонопольного контроля на оптовом рынке электроэнергетики.

Так, Правила определили особенность осуществления порядка антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности. Объектами утвержденных правил являются перераспределение долей в уставных капиталах субъектов оптового рынка, уровень экономической концентрации на оптовом рынке, цены на электроэнергию, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков, в том числе занимающих доминирующее положение и действия совета рынка и организаций технологической коммерческой инфраструктуры.

Утвержденные Правила, ввиду учета особенностей контроля на электроэнергетических рынках, способствуют не только пресечению нарушений антимонопольного законодательства, но их предупреждению. С принятием Правил, законодатель расширил полномочия антимонопольных органов по контролю за субъектами рынка электроэнергетики. Учитывая, что большинство субъектов электроэнергетики занимают доминирующее положение на рынке или являются субъектами естественной монополии, антимонопольным органам остается для привлечения к ответственности доказать лишь факт нарушения ими антимонопольного законодательства.

При этом нельзя забывать, что за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке субъект естественной монополии подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа, кратного сумме выручки на товарном рынке. Об уровне серьезности таких штрафов свидетельствуют ежедневные публикации на сайтах антимонопольных органов России о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Отдельные нормы антимонопольного законодательства содержатся также в иных нормативно-правовых актах.3

Таким образом, в настоящее время государственные антимонопольные органы, контролирующие субъекты рынка электроэнергетики, наделены обширными полномочиями, и законодатель продолжает расширять контроль в данной отрасли как в отношении искусственных, так и в отношении естественных монополий.


1 - Курбатов, P.A. Правовое регулирование ТЭК и формирование энергетического права / Р.А. Курбатов // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом".− 2012. N 2. С. 16 19. − Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

2 - Зайцева, Л.В. Реализация конституционных положений о недопущении монополизации и недобросовестной конкуренции в гражданском праве / Л.В. Зайцева // Конституционные основы гражданского судопроизводства: современное состояние и пути совершенствования : материалы II междуна. науч.-практ. конф. 13 – 14 мая 2011 г. / под ред. О.В. Исаенковой, М.Ю. Лебедева. − Саратов : Саратовская гос. акад. права, 2011. С. 310.

3 - Например: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"