Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хоружий В.В.,
студент юридического факультета,
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар,
E-mail: xoruzhaya.s@kubsau.ru
Основным содержанием государственно-правовой эволюции Англии с XI в. до начала XIV в. был процесс централизации страны и усиления королевской власти. Королевская власть в ту эпоху «...была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства» [1, с. 21]. Такая позиция королевской власти и определяла прогрессивность складывающихся централизованных монархий по сравнению с государством эпохи феодальной раздробленности.
Зарождение английского парламента проходило в условиях, отличавшихся от условий появления сословно-представительные учреждений в странах Европы, где они собирались и распускались по инициативе короля. В Англии же первый парламент 1265 г. был созван отнюдь не по желанию, а вопреки воле короля лидером баронской оппозиции Симоном де Монфором, которого англичане до сих пор называют «отцом английской свободы», а образ правления закрепленным им в «Форме управления государем-королем и королевством» (1264) — началом конституционного правления. Это, конечно, далеко не так. Но факт остается фактом — возникновение сословного представительства в Англии является вовсе не заслугой короля, а результатом деятельности оппозиции королевской власти.
Парламент способствовал усилению английского феодального централизованного государства и оказал большое влияние на дальнейшее политическое развитие Англии. Он облегчал проведение в жизнь решений, принятых королем, подкрепляя их своим авторитетом («что касается всех, должно быть всеми одобрено»).
Изучая историю английского парламента, процесс его становления и постепенного превращения в постоянно действующее учреждение, мы видим его основную специфику в том, что в нем начинают участвовать представители городов и графств. Именно их участие делает его парламентом в позднейшем специфическом значении этого слова, отделяя его от совета магнатов (magnum of consilium) и королевского совета (consilium regis). Это наделяет английский парламент тем своеобразием, которое отличает его от сословного представительства в других странах. Это объясняет тот факт, что английский парламент оказался самым жизнеспособным и действенным из всех европейских сословно-представительных учреждений.
Эволюция английского парламента с эпохи нового времени до наших дней показала, что королевская власть и парламент в Англии как бы меняются местами. Монархия становится номинальной, а парламентаризм — основой политической жизни страны. Естественно, проводить параллель парламента конца XIII в. с парламентом начала XXI в. было бы слишком смело, да и по сути своей неверно. Но несомненен тот факт, что именно английский парламент конца XIII в. стал эталоном для появления сословно-представительных учреждений в других странах (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сеймы в Венгрии и Польше и т.д.). А английский парламент начала XXI в. остается эталоном истинно конституционной, парламентской формы правления в современном мире.
Список литературы: