Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Альт. Возникновение и развитие инструмента

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колобова Анна Викторовна
Рубрика: Культурология
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2022»  (февраль, 2022)
Количество просмотров статьи: 1111
Показать PDF версию Альт. Возникновение и развитие инструмента

Колобова Анна Викторовна
Преподаватель по классу скрипки, альтистка.
СПбГБУДОД ДШИ №37197227, СПб пр.Испытателей, д.8, корп.1
www.annakolobova.com
E-mail: annavikviola@mail.ru

Не секрет, что практически все музыкальные инструменты классического направления за время своего существования претерпевали различные, иногда довольно существенные изменения. Это было связано в первую очередь с изменениями в эстетике музыкального искусства (чаще всего это увеличение силы и глубины звучания), а также с развитием мастерства музыкантов-исполнителей, и, отчасти, техническим прогрессом, позволявшим пользоваться новыми материалами и средствами обработки дерева и металла.

Практически каждый музыкальный инструмент мы можем считать не только «предметом для воспроизведения искусства», но и «произведением искусства» и потому по — своему «совершенным» вне зависимости от эпохи, в которую он создан. И, тем не менее, довольно интересно проследить этапы внесения изменений в «совершенные» образцы музыкальных инструментов на протяжении их эволюции.

На примере возникновения и развития альта (представителя скрипичного семейства музыкальных инструментов) я предлагаю ознакомиться с интересными фактами, которые малоизвестны широкой аудитории.

В камерно-инструментальной музыке альт — постоянный участник различных ансамблевых составов (квартетов, трио, квинтетов и других ансамблей), сложившихся ещё во времена Гайдна и Моцарта.

Г. Берлиоз, характеризуя альт, писал: " Он так же подвижен, как скрипка, звук его низких струн обладает своеобразной терпкостью, высокие звуки выделяются своим печально-страстным оттенком, и вообще его тембр, полный глубокой меланхолии, заметно отличается от тембра других смычковых инструментов«.

А. Хачатурян подчёркивал роль альтов в современном симфоническом оркестре: «Альты в струнной группе занимают абсолютно равноправное положение с другими инструментами. Никакой специфической разницы в смысле техники или выразительных возможностей у альтов в сравнении со скрипками и виолончелями я не вижу. Альты должны и могут исполнять то, что исполняют скрипачи, то есть виртуозные эпизоды. Но особенно хорошо альты соединяют, поддерживают, цементируют другие голоса, уплотняют звучность.»

С течением времени происходил значительный прогресс в отношении важности роли альта. Хотя голос альта и нечасто бывает ведущим, находится в «глубине» музыкальной фактуры, это ничуть не умаляет его достоинства как самоценного инструмента, обеспечивающего баланс и «звучащую середину» между «верхами» и «низами» и сглаживающего «острые углы» между звонким по высоте звучанием скрипок и низким, гулким звучанием виолончелей и контрабасов.

Инструменты скрипичного семейства (в том числе и альт) зародились приблизительно в конце XV, начале XVI века и впервые появились в народном музыкальном исполнительстве. Французский музыкант-инструментовед Филибер описывает три вида скрипок — сопрановые, альтовые и басовые. Строй альтовой скрипки — это строй современного альта. Скрипичные инструменты, по Филиберу, держались не на ключице, как в наше время, а упирались в грудь ниже ключицы.

В теоретических работах различных авторов конца XVI, начала XVII века говорится о семействах виол da gamba (коленная виола) и da braccio (плечевая). Также упоминается и инструмент альтового типа (альтовая и теноровая скрипки), который, впоследствии трансформируясь, и стал называться альтом.

Существует точка зрения, впервые высказанная К. Заксом, которой придерживаются отечественные инструментоведы Б. Струве и Л. Гинзбург, что альт явился родоначальником всего скрипичного семейства и первым вошел в состав оркестра во второй половине XVI века. Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к высоким виолам и по звучанию, и по размерам, и таким образом, возможно, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.

В середине XVI века виольное и скрипичное семейства составили две группы смычковых инструментов, существенно отличавшиеся друг от друга как по конструкции, так и по звучанию:

· Виолы. Имели покатые плечи, широкий гриф, шесть-семь струн с квартово-терцовым строем и довольно плоскую подставку, благодаря чему было удобно исполнять аккорды, не «разламывая» их, но сложно играть на одной струне, не задевая соседних. Возможно поэтому, с развитием эстетических требований, усилением внимания к яркости и виртуозности исполнения и начавшей развиваться гомофонии виолы постепенно сдавали свои позиции, уступая место скрипичному семейству.

· Инструменты скрипичной группы. Это, собственно, те инструменты, которые хорошо известны нам и в современном мире — эпохе индивидуализации, где каждый исполнитель — уникальная, яркая личность, стремящаяся продемонстрировать на своем инструменте все свое мастерство, профессионализм и виртуозность.

Тогда же произошло и разделение названий: за группой виол закрепилось название «da gamba», за группой скрипичного семейства «da braccio».

К середине XVII века общее название «da braccio» утратило своё значение. Скрипка стала называться violino, басовая скрипка — violoncello, и только альт по-прежнему назывался «viola da braccio». Со временем это название сократилось и альт стали обозначать viola. А от дополнения «da braccio» образовался немецкий вариант «bratsche».

К концу XVII века инструменты скрипичного семейства приобрели свой окончательный вид, хотя на протяжении последующих столетий они и претерпевали различные изменения в связи с появлявшимися новыми требованиями к звучанию. Однако больше всего изменений и усовершенствований, вносимых в конструкцию инструмента вплоть до наших дней, выпало на долю альта.

В XVII и XVIII веках в исполнительской практике встречались следующие разновидности альта: теноровая скрипка (строй на квинту ниже альтового, наиболее приближена к современному альту), viola da spalla (плечевая виола больших размеров, которая часто применялась в качестве аккомпанирующего инструмента у народных музыкантов), violin pomposa («торжественная скрипка» — гибрид альта со скрипкой с пятью струнами: C,G,D,A,E).

В 1724 году И.С. Бахом была изобретена и по его указаниям построена «viola pomposa» — пятиструнный инструмент (C,G,D,A,E), по размерам превышающий альт и приближенный по тембру к виолончели. Сюита № 6 Ре мажор BWV-1012 из цикла «6 сюит для виолончели соло» написана именно для этого инструмента.

Особого внимания заслуживает изобретение великолепного французского скрипача и альтиста Мишеля Вольдемара (1750-1816), автора одной из трёх наиболее ранних школ для альта. Суть его изобретения состоит в том, что к обычной скрипке он прибавил пятую альтовую струну До, соединив скрипку и альт в один инструмент. А так как тогда хороших альтистов было мало, то, по мнению Вольдемара, на таком инструменте скрипачи смогут играть в оркестре как скрипичные, так и альтовые партии, таким образом разрешив проблему нехватки исполнителей на альте.

Он назвал свое изобретение violon-alto, и сочинил для него три концерта, один из которых был исполнен К.Юраном в Париже.

Большей популярности достиг инструмент, созданный немецким альтистом и автором пьес для альта Г.Риттером (1849-1926), который назвал своё изобретение, отличавшееся корпусом увеличенных размеров (для большей полноты звука) и добавленной пятой струной Ми (для расширенного охвата диапазона) альтовой виолой (viola alta). Однако в последствии viola alta не прижилась, так как ее величина оказалась неудобной для исполнителей с небольшими руками.

Множество альтистов и мастеров конструировали различные модели альтов: Л.Тертис, Г.Дессауэр, Е.Шпренгер (на альте которого играл П.Хиндемит), Е.Витачек, Г.Хансон (пятиструнный альт Grand violin), а также известнейший мастер Вильом, создавший несколько видов альтов с увеличением корпуса в различных местах.

Хотелось бы упомянуть ещё об одном любопытном эпизоде. По воспоминаниям современников великий скрипач-виртуоз Н. Паганини использовал в своём исполнительстве альт, натягивая на него скрипичные струны для получения более насыщенного и глубокого тембра инструмента. В конце 80 — годов XX века российский скрипичный мастер Р. Викснин создал скрипку, по размерам соответствующую альту, на которой играл М. Безверхний, однако этот экспериментальный инструмент не получил дальнейшего развития.

К концу XIX века конструкция традиционного альта перестала отличаться от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам 1\8 — 4\4, как у скрипки, размеры альта просто измеряются миллиметрами (от 380 мм до 425 мм). Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя. Существует мнение, что инструменты меньшего размера менее интересны по тембровым характеристикам, однако и среди небольших альтов встречаются великолепные экземпляры с насыщенным и глубоким тембром.

Отдельного внимания заслуживает Виоль д‘амур — старинный инструмент из семейства виол. Это последняя представительница смычкового семейства виол впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. От обычных виол она отличается тем, что держится не способом «а гамба», а на плече, подобно скрипке, а главная ее особенность- это имеющиеся подгрифные струны, которые называют резонирующими, и которые колеблются и резонируют во время исполнения на основных струнах. У наиболее распространенного типа виоль д’амур семь струн игровых и семь резонирующих, но встречается также и шести- пяти-струнные разновидности, а количество резонирующих может колебаться: у некоторых инструментов могут быть десять-пятнадцать таковых, а у некоторых — вообще отсутствовать. В последнем случае «эффект резонирования» достигается смешением стальных и жильных струн. Наиболее распространенным строем считается Ре мажорное трезвучие, но возможны варианты До мажора и до минора. Для XVII века вообще было традиционным настраивать виоль д’амур в тональности исполняемого произведения.

Среди мастеров, изготавливавших виоль д’амур следует отметить Я. Эберме, Я. Штайнера, М. Клотца (создавшего вариант с пятнадцатью резонирующими струнами при семи игровых), а из отечественных — Т. Подгорного.

Что касается исполнителей, то музыканты, практикующие исполнение в барочном стиле, и по сей день любят играть на этом великолепном инструменте.

Одним из первых блестящих исполнителей был Аттилио Ариости (1666-1740), который написал сборник сонат для этого инструмента. Карл Стамиц также был выдающимся исполнителем на этом инструменте. Среди исполнителей более позднего времени следует назвать А. Казадезюса, П. Ширлея, а также Пауля Хиндемита, который большую часть своей исполнительской деятельности посвятил альту и виоль д’амур.

Альт уже давно перестал быть только ансамблевым и оркестровым инструментом. Его особая тембровая красочность уже с середины XIX века стала интересовать композиторов для использования в качестве сольного инструмента. А в XX веке, с появлением выдающихся музыкантов-исполнителей альтистов (П.Хиндемит, У.Примроз, В.Борисовский и др.), уверенно занял свое место среди солирующих инструментов.

Сейчас мы можем утверждать, что альт, как музыкальный инструмент, находится на вершине своего эволюционного развития. Оптимальные динамические и тембровые характеристики, определенная стандартизация размеров и мензуры, унификация исполнительской традиции — все это говорит о том, что альт полностью соответствует требованиям исполнителей, а так же музыкальной эстетике как классической, так и современной музыки.