Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Административно-правовой режим исполнительного производства в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Загалаева Жанета Алхазуровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2334
Показать PDF версию Административно-правовой режим исполнительного производства в Российской Федерации

Загалаева Жанета Алхазуровна
ассистент кафедры исполнительного производства
и организации деятельности судебных приставов
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.) временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего - сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса.

Административно-правовой режим — это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия; оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции. Что касается конкретных параметров специальных административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. И это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний либо более развернутой сети льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций, по времени и территории действия и другим критериям. [1,с.39]

Административно-правовые режимы можно различать:

  • по территориальному критерию: общегосударственные (режим секретности и др.),  региональные (закрытого административно-территориального образования и др.);

  • по времени действия: постоянные, временные и ситуационные (например, чрезвычайное положение).

Характерными признаками административно-правовых режимов, являются:

  • установление определенного поведения физических и юридических лиц, предусмотренное специальными нормами права;

  • введение некоторых дополнительных правил или изъятий из общеобязательных правовых норм;

  • наличие уполномоченных государственных органов, специально создаваемых или наделенных специальными полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

  • установление строгого контроля и ответственности за надлежащее соблюдение правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.

Под режимом исполнительного производства следует понимать закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств вид административно-правового режима, регулирующий комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе реализации уполномоченным государственным органом сочетание административно-правовых принципов регулирования с императивным методом юридического воздействия механизма государственного принуждения в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов лиц.

Необходимость взаимодействия Службы судебных приставов с судебными органами объективно обусловлена тем, что целью, для достижения которой создавалась Служба судебных приставов, является обеспечение необходимых условий для надлежащего порядка деятельности судов, а также для исполнения судебных решений и иных актов, принятых судами.

Взаимодействие судебных приставов с судами общей юрисдикции осуществляется по двум основным направлениям:

  1. принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий;

  2. обеспечению установленного порядка деятельности указанных судов.

Наиболее тесное взаимодействие с судами общей юрисдикции по вопросам принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов осуществляют судебные приставы-исполнители в рамках соответствующих исполнительных производств. Взаимоотношения судебных приставов-исполнителей с судами обшей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Важным обстоятельством, характеризующим особенности процессуальных отношений, самостоятельными участниками которых являются суд и судебный пристав-исполнитель, является то, что суду принадлежит главенствующая роль в принятии наиболее важных процессуальных решений в ходе исполнительного производства. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе принять решение о возбуждении исполнительного производства, не имея для этого предусмотренных законом поводов (исполнительных документов) и оснований (судебных актов по административным, гражданским, уголовным делам и актов иных органов, предусмотренных законом). К числу исполнительных документов, выдаваемых судами, действующее законодательство относит: исполнительные листы, выдаваемые судами (на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека), и судебные приказы.

В целях обеспечения суду возможности осуществления контроля за ходом и результатами исполнительного производства действующее законодательство возлагает на судебного пристава-исполнителя обязанность направлять в соответствующий суд копии отдельных процессуальных документов (постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о возвращении взыскателю исполнительного документа), уведомления о принятых решениях (об отложении исполнительных действий), а также сообщение о приостановлении или прекращении исполнительного производства, если решения по указанным вопросам были приняты не тем судом, который выдал исполнительный документ).

Таким образом, исполнительное производство, его возникновение, движение и результаты определяются уровнем организации совместной процессуальной деятельности судебного пристава-исполнителя и суда, которому принадлежит главенствующая роль в принятии в ходе исполнительного производства наиболее важных процессуальных решений.

Если классическая формула правового регулирования подразумевает, как правило, либо правомерное, либо неправомерное поведение, то административно-правовой режим призван обеспечить только правомерное поведение субъекта праворегуляции. Нормативные правовые акты, устанавливающие режимные правила и режимные правоотношения, должны быть направлены на решение следующих основных задач режимной праворегуляции.

Административно-правовые режимы должны формироваться комплексом нормативно-правовых актов разной иерархической принадлежности: федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных министерств и ведомств и т.д.

При установлении и реализации режима исполнительного производства возникают определенные трудности в отношении исполнения отдельных актов, например, проблемы исполнительного производства в отношении должника, находящегося в процедуре несостоятельности (банкротства), воспрепятствование осуществлению исполнительного производства, проблема законности в исполнительном производстве.

Изначально просчитывалось два варианта создания новой системы исполнения решений:

  1. преобладающая в континентальной Европе (Франция, Бельгия, Италия, Люксембург): судебные исполнители - лица, статус которых сочетает в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего. Они управляются региональными и национальными палатами со статусом органов государственного управления;

  2. служба маршалов США (правоохранительный орган). [2,с.40]

В настоящее время отношения, складывающиеся в ходе принудительного исполнения юрисдикционных актов, регулируются посредством норм права, которые содержатся как в специальном законе (Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), так и в процессуальных кодексах (ГПК РФ, АПК РФ). Основной идеей подобной группировки норм послужил критерий участия суда, т.е. общие вопросы, связанные с выдачей исполнительного листа, его дубликата, а также вопросы, разрешаемые судом на этапе исполнительного производства (отсрочка, рассрочка исполнения, приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства) - были помещены в процессуальные кодексы, а нормы, непосредственно регулирующие ход исполнительного производства (полномочия судебного пристава-исполнителя, меры принуждения, порядок их применения) - в специальном законе.

Все предложения по дальнейшему развитию законодательства ведутся в двух основных направлениях: редактирование действующего законодательства и принятие проекта Исполнительного кодекса России, призванного объединить нормы, регулирующие правоотношения, складывающиеся в исполнительном производстве.

Литература:

  1. Зайцев И.М., Худенко В.В. Стадии исполнительного производства в гражданском процессе //Российская юстиция. 2014. № 6. - С. 39-41.

  2. Оганесян В.М. Правовая природа и место исполнительного производства в системе административного процесса Российской Федерации // Современное право. 2006. № 12. - С. 33-36.